Удивительный народ поморы. Их предки, первопроходцы и умельцы, первыми из славян, еще в прошлом тысячелетии, вышли к берегам Северного Ледовитого океана. Обжили Арктику. Возвели на Аляске форты и церкви. И даже на Гавайи путешествовали, где срубили первую деревянную факторию. Впору писать свою – Поморскую книгу рекордов. Немало страниц займут в ней и сегодняшние дела. Например, в Северодвинске, в Государственном российском центре атомного судостроения (ГРЦАС), создают самые совершенные в мире подводные ракетоносцы “Тайфун”.
Не забыть бы занести в эту книгу, что долги государства только за сделанные атомоходы равняются без малого полуторагодовому бюджету края. На который помимо ГРЦАС содержится космодром в Плесецке и ракетный испытательный полигон на Белом море.
Стоило бы рассказать в ней и о том, что на “Звездочке” – втором по величине заводе Центра, где руководство побойчей, по бумажкам с начальственной закорючкой корабелам перепадает иногда и мясо, и рыба, и крупы. А в общем, там не так еще голодают (и это надо отметить особо), как, скажем, на огромном “Севмаше”, где по талонам дают только хлеб. И то нерегулярно.
“У государства нет денег, – говорит Москва поморам, – ищите мирные заказы”. Ищут. Не первый год работает Северодвинск с “Газпромом”, морские платформы для добычи нефти и газа производит. Под это даже специальное оборудование купили, что в их положении вообще уникально.
Чего здесь только не делают: морозильные траулеры – автоматы для норвежцев, теплоходы для голландцев, торговые суда, аппараты для рафинирования сахара, мебель высшего класса. Строят небольшие морские суда, которые с руками отрывают иностранцы, потому что суденышки эти не нуждаются в причалах. На приливной волне – вошло в бухту, и на отливе – легло на дно. Поднял носовую аппарель – разгружайся.
Но это все латание дыр. Нужен большой, настоящий заказ для заводов ГРЦАС, чтобы выплатить зарплату, пополнить краевой бюджет, помочь основной отрасли – лесной – встать на ноги. И развернуть, наконец, нефтедобычу. Парадокс, но в Архангельской области открыто более семидесяти нефтегазовых месторождений, а также богатые залежи алмазов, цветных металлов и даже золота. Все это ждет инвестиций. Их могли бы дать заводы Центра, вернув к жизни всего один тяжелый атомный крейсер-ракетоносец “Адмирал Горшков”. В декабре прошлого года состоялся тендер по предложенным вариантам его восстановления. Участвовали ГРЦАС и Балтийский завод (Санкт-Петербург).
Комиссия по тендеру из руководителей Минобороны, главных конструкторов и директоров ЦНИИ, академиков и адмиралов в декабре прошлого года дала следующее заключение: “…заявленные показатели по стоимости переоборудования и ремонта корабля, трудоемкости и продолжительности работ АО “Балтийский завод” выше, чем у ПО “Севмашпредприятие”:
по стоимости в 1,43 раза;
по трудоемкости в 1,46 раза;
по продолжительности в 1,2 раза”.
По срокам проведения ремонта выигрыш в полтора года достигается потому, что авианосец не может самостоятельно двигаться. “Адмирал Горшков” многие годы стоит недвижим у причала в Мурманске. И прежде чем доставить его к берегам Невы потребуется минимум полтора года на восстановительный ремонт корабля и двигательной установки. Только после этого его можно будет попытаться перегнать на Балтику. Риск этого перехода по морям Северной Атлантики, как отмечают специалисты, велик. С океаном шутки плохи. А трасса – более 4000 км, причем по открытым океанским просторам – больше половины. Команда совершенно не готова к такому рейсу, редко кто выходил в море. Экипаж свой авианосец как следует не знает – недавно обнаружили труп мичмана, который провалился в трубопровод около… полутора лет тому назад.
Но предположим – вбили огромные деньги в ремонт корабельных систем, подучили команду и спустя года полтора, а то и два привели ТАКР “Адмирал Горшков” к проливам, разделяющим Скандинавию от остальной Европы. Впереди ловушка: Дания и Швеция ставят вопрос об изменении режима Балтийских проливов. Через Зунд и Бельт строится автодорожный мост. Естественно, ввод и вывод в Балтику такого огромного корабля, как авианосец, или будет невозможен, или потребует внушительных демонтажных операций.
А для того, чтобы доставить его в Северодвинск достаточно пары морских мощных буксиров. Операция пройдет вдоль наших берегов. Неделя, максимум две – и ТАКР в Северодвинске у причальной стенки завода – хоть в док его заводи, хоть у стенки начинай ремонт.
Стоит ли перечислять все 15 пунктов, по которым дали отрицательную оценку балтийскому варианту члены экспертной комиссии. И ни одного “за”. 22 января зам.министра Миноборонпрома, зам.главнокомандующего ВМФ и первый зам.ГК “Росвооружение” подписали решение о том, что “на основании заключения экспертной комиссии ПО-37/9272 и оценив представленные на конкурсной основе предложения ПО “Севмашпредприятие” и ОАО “Балтийский завод” решили определить головным исполнителем работ по ремонту и модернизации ТАКР “Адмирал Горшков” ПО “Севмашпредприятие”.
Но, как говорят, недолго музыка играла. Первого марта главком ВМФ Ф.Громов подписал докладную первому заместителю председателя правительства РФ А.А.Большакову, в которой в частности говорится: “…во исполнение вашего поручения от 27 сентября 1996 г. № АБ-117-32827 и в связи с обращением губернатора – председателя правительства Санкт-Петербурга Яковлева Е.А. рассмотрена возможность размещения ТАКР “Адмирал Горшков” для производства работ по ремонту и модернизации на АООТ “Балтийский завод”… ВМФ считает, что “1) выполнение восстановительного ремонта и подготовку корабля к переходу в Санкт-Петербург необходимо провести на ММЗ “Севморпуть”, 2) проведение заводского ремонта и модернизационных работ на ТАКР “Адмирал Горшков” осуществлять на АО “Балтийский завод”. А в заключении адмирал флота утверждает, что с экономической точки зрения этот вариант наиболее обоснован. Кем, когда и где? Ни слова, ни ссылки на то,чьи это “экономические выкладки?”
Напоминаю – буквально неделей раньше письма Ф.Громова было принято решение (за № 10/7-12 от 22.01.97 г.) руководителей “Миноборонпрома”, “Росвооружения” и ВМФ, в котором говорится: “Определить головным исполнителем работ по ремонту и модернизации ТАКР “Адмирал Горшков” ПО “Севмашпредприятие”. Заместитель главнокомандующего ВМФ В.Гришанов считает, что работы нужно выполнять на северном бассейне, потому что это быстрее и намного дешевле. А через шесть дней адмирал флота приказывает все делать в Петербурге. Не в том ли причина, что в Северодвинске работа будет выполняться на государственных предприятиях, а “Балтийский завод” – акционерное общество, и финансовые операции будут проводиться через коммерческие банки.
Пока правительство решение не приняло. Если ремонт пойдет по адмиральскому хотению, он затянется минимум на полтора года и будет стоить нам с вами в полтора раза дороже. Но зато клиенты банков получат очередные дивиденты, “жирные коты” своего не упустят. Поморье же будет продолжать голодать: Северодвинск живет только благодаря заводам ГРЦАС – больше в нем нет ничего.
Для Питера, с его пятимиллионным населением, неполучение заказа на ТАКР не проблема, а для Северодвинска, с его двумястами тысячью жителями – это перспектива остаться без куска хлеба. Когда стране понадобятся новые атомные подводные лодки, их некому будет строить – рабочие уйдут в деревни или уедут в более теплые края.
…Недавно наша атомная подлодка через паковый лед Северного Полюса запустила боевую ракету в центр Тихого океана. И та прямым попаданием разнесла в щепку бревно, по недоразумению заплывшее в ничейные воды. Точность наведения отслеживалась через спутник. Равным российским атомным подводным лодкам пока нет. Надолго ли?
Валентин БОГОМОЛОВ,
Архангельск