Россия – Азербайджан: трудный путь врозь

Значение первого официального визита Гейдара Алиева в Москву трудно переоценить, тем более что российско-азербайджанские отношения последних лет нельзя назвать безоблачными. Причина кроется в разновекторности политики обоих государств. Если Азербайджан стремится через расширение экономических и политических связей укрепить свою государственность, то Россия пытается во что бы то ни стало сохранить свое влияние в регионе, используя любые рычаги, в том числе противоречия между закавказскими государствами. Ни с одним из них Россия не имеет столь натянутых отношений, как с Азербайджаном. Оба государства объективно заинтересованы в стратегическом партнерстве. Гейдар Алиев демонстративно приехал в Москву на несколько дней раньше, чем поедет с официальным визитом в США, тем самым дав понять, что не заинтересован в вытеснении России с Кавказа. При этом экономические возможности России ограничены, так как, в отличие от большинства стран СНГ, для Азербайджана Россия не является финансовым и энергетическим донором. Экономическая и политическая стратегия Азербайджана строится как на заинтересованности стран Запада в углеводородном сырье, так и на стремлении государств СНГ иметь альтернативные российским источники энергоносителей и транспортные пути в Европу.

С 1994 года Азербайджаном подписано 5 нефтяных контрактов с участием 16 компаний из 11 стран мира с объемом инвестиций 15 – 18 млрд долларов. Готовятся новые соглашения. Только в 1997 году Азербайджан планирует привлечь в экономику республики около 700 млн долларов инвестиций. МВФ намерен выделить Азербайджану 230 млн долларов на осуществление экономических реформ.

Азербайджан является активным участником проекта создания транскавказского транспортного коридора, соединяющего государства Центральной Азии с Европой, минуя Россию. Заключенные за последний год соглашения с Украиной, Казахстаном, Узбекистаном и Грузией закладывают основы региональной интеграции, стержнем которой является создание новых транспортных путей и нефтепроводов, уменьшающих зависимость бывших союзных республик как от поставок российских энергоносителей, так и от транзита через ее территорию.

Важнейшим партнером Азербайджана является Турция. Во время состоявшегося в мае 1997 года официального визита президента Азербайджана Г.Алиева в Анкару были подписаны 9 документов, в том числе договор о стратегическом партнерстве двух государств.

Однако азербайджанские лидеры понимают, что реальная отдача от нефтяных проектов возможна только через 10 – 15 лет. Запад, скорее, стремится застолбить территорию, так как в настоящее время азербайджанская нефть ему не нужна. Она понадобится в случае осложнений на Ближнем Востоке.

Перед предстоящей в июле поездкой в Москву Алиев заручился поддержкой президентов Узбекистана и Казахстана, подтвердивших территориальную целостность Азербайджана и осудивших российские поставки оружия и техники Армении.

Г.Алиев не приехал бы в Москву, если бы не планировалось подписание ряда важных документов. В первую очередь Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности. Договор с таким же названием был подписан еще в 1992 году, но под тем документом стояла подпись опального президента А.Эльчибея. Уже один этот факт ставил под сомнение его ратификацию азербайджанским парламентом. Кстати, прежний договор был почти готов к внесению на ратификацию в Государственную Думу. Но чуть ли не за месяц до визита Г.Алиева МИД получил задание подготовить “обновленный” договор, чтобы новую страницу во взаимоотношения России и Азербайджана мог открыть именно Г.Алиев. Не случайно президент Азербайджана на встрече с председателем Государственной Думы Г.Селезневым высказал пожелание не только ускорить, но и синхронизировать ратификацию большого Договора.

Главное содержание Договора, так же как и всех других подобных договоров с государствами – участниками СНГ, заключается в том, что он фиксирует со стороны России как правопродолжательницы Союза ССР незыблемость сложившихся границ, территориальную целостность Азербайджана. Характерно, что в одной из статей договора стороны осуждают “сепаратизм во всех его проявлениях” и обязуются “не поддерживать сепаратистские движения, а также запрещают и пресекают деятельность на своей территории организаций и групп, отдельных лиц, направленную против государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности другой стороны”.

Как следует из договора, стороны обязались “не участвовать в каких-либо действиях или мероприятиях военного, экономического и финансового характера, в том числе через третьи страны, направленных против другой договаривающейся стороны”.

Это положение исключительно важно для Азербайджана не только потому, что ставит крест на надеждах карабахских армян на поддержку со стороны России в их борьбе за самоопределение, но и потому, что тем самым Россия берет на себя обязательства не допускать на своей территории деятельности лезгинских организаций, которые, по мнению азербайджанского руководства, ставят целью отторгнуть часть территории Азербайджана. Да и для находящихся в России бывших деятелей Азербайджана эта статья дает повод для опасений. Кстати, переговоры о выдаче скрывающихся на территории России азербайджанских “преступников” были жесткими.

Как и следовало ожидать, важнейшей темой переговоров стало урегулирование карабахского конфликта. В ходе переговоров Г.Алиев получил подтверждение поддержки со стороны России территориальной целостности Азербайджана и позиции азербайджанского руководства по принципиальному пункту карабахского урегулирования – высокий уровень самоуправления Нагорного Карабаха в составе Азеробайджанской Республики. Б.Ельцин поручил Е.Примакову “взяться вплотную за карабахский узел”. Президент Ельцин подтвердил, что урегулирование карабахского конфликта будет находиться под опекой России, США и Франции. После достижения договоренностей будет организовано совещание глав США, России и Франции с участием президентов Азербайджана и Армении с приглашением представителей Нагорного Карабаха.

Возможно, решимость российского руководства наконец-то урегулировать карабахский конфликт объясняется согласием азербайджанской стороны заключить договор об использовании Габалинского узла системы предупреждения ракетного нападения. До последнего времени Азербайджан уходил от обсуждения этого вопроса.

Азербайджанский президент вновь поднял тему нелегальных поставок российского вооружения в Армению. Оба президента решили создать трехстороннюю комиссию Россия – Азербайджан – Армения на уровне вице-премьеров для выяснения вопроса о происхождении оружия в Армении и Азербайджане. Правда, Г.Алиев категорически отверг попытки увязать количество оружия, доставшегося Азербайджану (как известно именно в Азербайджане были основные склады ЗАКВО), с поставками вооружений Армении из России.

Что же касается договоренности о транзите азербайджанской нефти через территорию России, то речь идет о ранней нефти, направление же основного потока остается под вопросом. Учитывая же заверения, сделанные Г.Алиевым в Турции, говорить о каких-то успехах России преждевременно. Хотя, говоря о вопросах транспортировки ранней каспийской нефти, Б.Ельцин сообщил, что Г.Алиев подтвердил, что не позднее осени этого года нефть пойдет по нефтепроводу Баку – Грозный – Новороссийск.

В рамках договора о сотрудничестве 3 июля был также подписан договор о принципах реализации соглашения о разведке, разработке и долевом разделе добычи на месторождении “Д-222” в Каспийском море. Договор подписали с российской стороны президент нефтяной кампании “ЛУКОЙЛ” Вагит Алекперов, с азербайджанской – президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев. То, что на подписании коммерческого договора присутствовали первые лица государств, подчеркивает значение, которое стороны уделяют сотрудничеству в сфере добычи и транспортировки нефти. Как ранее заявил В.Алекперов, “ЛУКОЙЛ” возьмет на себя полное финансирование геолого-разведочных работ. Их стоимость составит примерно 70 млн долларов. По предварительным данным, 60% в проекте будет принадлежать “ЛУКОЙЛУ”, 40% – ГНКАР. Таким образом, создается важнейший прецедент: впервые иностранная компания получит более 50% в проекте разработки морского месторождения в Азербайджане.

Последний документ подтверждает стремление Азербайджана решить проблему раздела Каспия на национальные секторы через вовлечение российских компаний в освоение нефтяных месторождений в “азербайджанском” секторе. Характерно, что первоначальное название договора включало в себя указание именно на “азербайджанский сектор”, но в последний момент было изменено.

Настоящим скандалом стало неожиданное для многих подписание в присутствии Г.Алиева и Б.Немцова российскими нефтяными компаниями “ЛУКОЙЛ”, “Роснефть” и Государственной нефтяной компанией Азербайджана договора об основных коммерческих принципах соглашения по разделу продукции при разработке месторождения Кяпаз, принадлежность которого Азербайджану оспаривается Туркменистаном. Тем самым Россия косвенным образом согласилась с существованием азербайджанского сектора Каспия. Учитывая же, что из всех прикаспийских государств – участников СНГ только Туркменистан поддерживал российские предложения по правовому статусу Каспия, возникшую конфликтную ситуацию можно расценивать как успех азербайджанской дипломатии. Россия своими руками оттолкнула от себя союзника в важном вопросе урегулирования правового статуса Каспия. Не случайно МИД Туркменистана сразу же выступил с заявлением по этому поводу.

Кроме того, 3 июля были подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля; избежании двойного налогообложения; урегулировании взаимных финансовых требований на начало текущего года, соглашение о безвизовом режиме.

Как сообщил после церемонии подписания Борис Ельцин, новый документ усилен статьями, ведущими к большему укреплению сотрудничества. В нем гораздо четче прописаны роль и значение СНГ во взаимодействии РФ и Азербайджана. В подписанном 3 июля документе значительное внимание уделено и проблемам сотрудничества в военной, экономической и финансовой сферах.

Несомненно, первый официальный визит азербайджанского лидера в Москву послужит дальнейшему укреплению не только политических, но и экономических взаимоотношений и, что особенно важно, упрочению позиций России в этом важном стратегическом регионе мира.

Наби ЗИЯДУЛЛАЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Затянувшееся ожидание перемен
Повышая лактацию неуклонно, пей чай клеверосборный!
“НЕТ ЭКОНОМИКИ – ЗНАЧИТ ПЛОХАЯ ПОЛИТИКА”
Цинизм без берегов
Семейный подряд по производству имиджей
Как живете, караси?
Партийная организация создана. Что дальше?
Сергей Бабурин: романтик по крови Вице-спикер Государственной Думы по-прежнему остается московским бомжем
Русская душа и капитализм
Не болит голова у дятла. А У ЧЕЛОВЕКА?
Компостируй, бабка, компостируй, Любка
НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Продолжается марш протеста сотрудников Смоленской АЭС
Красная и черная. А также белая
К участникам марша протеста смоленских атомщиков
Насколько плодотворным оказался первый год после переизбрания пре-зидента Ельцина?
О нас пишут
То холодно, то очень жарко
НЕ ДОПУСТИМ ВТОРОГО ЧЕРНОБЫЛЯ!
Заявление Политсовета Социалистической народной партии России


««« »»»