ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
1. Насколько реально намерение исполнительной власти распустить Государственную Думу?
2. Как Вы оцениваете “новые культурные инициативы” президента Ельцина?
НИКОЛАЙ ГУБЕНКО,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре
1. Я не думаю, что это реально. Разгон нынешней Государственной Думы не выгоден исполнительной власти. Даже исполнительная власть уверена, что в обществе слишком высок уровень недовольства. Следующая Дума может оказаться еще более оппозиционной правительству, чем нынешняя, которая все-таки пытается искать какие-то компромиссы.
2. Я не вижу таких инициатив. Это разве инициативы – мизерная сумма в двадцать миллиардов, которой президент задобрил Эрмитаж? В области культуры трещит по швам все без исключения. Я был в Псковской области, где уже в течение года люди получают зарплату морошкой, клюквой, картошкой и солеными помидорами. Они просто подвижники. Им не на что жить, а они продолжают петь, работать в театре, работать в детских учреждениях культуры, музицировать… Это не культурная политика. Это попытка использовать интеллигенцию, задобрить какую-то ее часть, с тем чтобы в случае надобности она приняла сторону президента. Такие люди есть, но это ничтожное меньшинство.
ВАСИЛИЙ ЛИПИЦКИЙ,
сопредседатель Социал-демократического союза
1. Я думаю, что это, скорее, психологическая атака. Идет попытка припугнуть депутатов перед принятием ряда документов, в которых правительство и президент очень заинтересованы. Это мероприятие с совершенно неясным политическим итогом, в любом случае очень затратное.
2. Культурные инициативы всегда заслуживают поддержки. Но если вы включаете в это число и идею по поводу мавзолея Ленина, то она кажется весьма сомнительной. Сейчас так много реальных проблем, что выносить на всенародное обсуждение вопрос о перезахоронении кого бы то ни было – звучит совершенно несерьезно.
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН,
директор Института стран СНГ
1. В этом вопросе реальная власть разделилась. Есть власть, которая носит фамилию Черномырдин. Она, конечно, Думу не хочет разгонять, потому что находится с ней в “тайной связи”. Другая часть власти, я бы причислил к ней президента, Чубайса, некоторых других, считает, что это “опасные связи” и лучше бы было их разрушить самым решительным образом – одного из партнеров просто ликвидировать как явление.
С этой точки зрения я считаю, что возможность такая существует. Сам по себе роспуск Думы, которая всего-навсего является декорацией трибуны, это еще не трагедия вселенского масштаба. Сегодня на защиту Думы никто не выступит. Но с каждым днем после этого роспуска (если он состоится) будут нарастать недоуменные вопросы, для чего это сделано и какие фундаментальные и гениальные решения после этого начали осуществляться? С помощью штыков или своих полномочий можно распустить все, что угодно, но сидеть на штыках нельзя – очень больно.
Угроза роспуска Думы связана с желанием, прежде всего Чубайса (и его группы), обеспечить полную, абсолютную монополию на власть. В очень короткие сроки, когда эта монополия будет достигнута, должна состояться передача власти от Ельцина к кому-то другому… может быть, из среды этих молодых реформаторов.
Хочет ли этого на самом деле Ельцин? Я сомневаюсь.
2. Активность президента в этих вопросах, как и в вопросах внешней политики, производит лихорадочное впечатление. Я уже жил когда-то в городе некурящих – Сочи, который был объявлен образцовым некурящим городом. После этого все мы с вами жили в обществе непьющих, когда водку разносили в чайниках. Теперь, как я понял, мы все будем жить в мире, где бранных слов не произносят, а одни только “извините”, “простите” и т.д. Я полагаю, что это очень далеко от действительности. А действительность сегодня такова, что она вынуждает курить, пить и материться как можно больше.
Можно, конечно, город Ленинград объявить Санкт-Петербургом, можно город, сегодня ставший уже почти провинциальным, наполовину разрушенным и осыпающимся, объявить культурной столицей Российской Федерации. Но это очень далеко от подлинной культуры, от назначения этого города и от того места, которое он достоин занять. Все это очень похоже на конъюнктуру.
ЮРИЙ ПЕТРОВ,
председатель Союза реалистов
1. Я думаю, что это чисто психологическая атака. Я не приемлю подобных методов. Это опять отвлечение от конкретной работы. Надо же когда-то и делом заниматься.
2. Идея о необходимости возрождения русской культуры, в том числе и окультуривания телевидения, блестящая, и я всемерно ее поддерживаю. А что касается передачи пятого канала государству, так ведь как всегда встанет проблема финансирования. Если и его станут финансировать как второй канал, то он скоро просто умрет. Культура нуждается в поддержке – и в моральной, и в материальной.
СЕРГЕЙ БАБУРИН,
заместитель Председателя Государственной Думы
1. Разговоры о роспуске Думы отражают борьбу в исполнительной власти, во-первых, а во-вторых, имеют цель запугать депутатов и сделать их более послушными. Незаконный роспуск Думы я не исключаю, но рассматриваю как маловероятный, поскольку он встретит противодействие очень широкого спектра политических сил. Повторить 1993 год мы не позволим.
Одновременно надо учитывать, что Дума, потакая правительству, все больше дискредитирует себя в глазах избирателей, и поэтому часть политических сил, представленных в Думе, склоняется к идее самим инициировать досрочные парламентские выборы.
2. Если иметь в виду его предложение “очистить Красную площадь от кладбищенского налета”, то здесь можно смело говорить о крупномасштабной политической провокации.
На Красной площади захоронены все те, кого, начиная с 1918 года, в различные исторические периоды считали выдающимися людьми. Естественно, что различные общественные силы будут иметь полярные точки зрения на перезахоронение этих людей. Многие расценят этот акт как святотатство и кощунство.
Что касается предложения о проведении референдума по Мавзолею Ленина, то в условиях, когда врачи, учителя, шахтеры устраивают голодовки из-за невыплаты зарплаты, подобное предложение можно расценить лишь как попытку спровоцировать обострение политической ситуации.
Приходится только сожалеть, что глава государства, который ранее объявил 1997 год годом “мира и согласия”, пытается искусственно обострить политическую ситуацию.
МАРТИН ШАККУМ,
президент Фонда “Реформа”
1. Подобное желание, конечно, присутствует, но сейчас мы имеем дело скорее с шантажом Думы, чем с последовательной деятельностью по ее роспуску.
2. Учитывая, что российская экономика развалена, в стране огромная масса безработных, самое время делать хорошую мину при плохой игре. Поскольку наши предприятия работают по 2 – 3 дня в неделю, введение праздничного “пушкинского” дня в июне – это, несомненно, сильный ход президента. Хотел бы только напомнить о других великих именах – Некрасове, Достоевском, Толстом, Гоголе… Я бы не стал пренебрегать и поэтами “серебряного века” – Блоком, Есениным, Гумилевым. В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации и падения производства считаю возможным увековечить в российском календаре знаменитости мирового масштаба – Гомера, Мольера, Шекспира и Анри Барбюса. Затем вспомним Восток и помянем Омара Хайяма, Конфуция, Назыма Хикмета… И так все 365 дней!
Жаль только, что лишним на этом сплошном празднике жизни окажется наш народ.