УКРАИНСКИЙ БЛИЦКРИГ

Прошедший месяц был несомненным успехом украинской дипломатии. Киеву не только удалось склонить Москву к подписанию широкомасштабного договора, фиксирующего нынешние границы украинского государства, но и не взять при этом на себя ровным счетом никаких обязательств относительно своей будущей политики.

В мае Киев явственно заявил о своих лидерских амбициях в реинтеграции постсоветского пространства на основе преодоления доминирования России. Такая политика Украины пользуется безусловной поддержкой Запада, давно рассматривающего украинское государство как важнейший элемент системы геополитических отношений на территории бывшего Союза ССР.

Особое значение в этой связи приобретает участие Л.Кучмы в Таллинской встрече президентов Литвы, Латвии, Эстонии и Польши, которая стала новым звеном вырисовывающейся в последнее время системы блоков, исключающей Россию. Фактически речь шла о начале реализации проекта Балтийско-Черноморского союза, который в сочетании с наметившейся ранее осью Баку – Тбилиси – Киев кладет основание под осуществление более широкого плана интеграции без России – с перспективой ее изоляции как утратившей свою роль ведущего государства в СНГ. Характерным в этой связи было замечание Л.Кучмы на мартовском саммите глав государств Содружества о том, что СНГ сегодня уже мало напоминает единое содружество и разваливается на соперничающие между собой блоки государств.

Сближение Украины с прибалтийскими государствами происходит в русле общего стремления к интеграции в европейские структуры и НАТО. Министр иностранных дел Украины Г.Удовенко обратился к главе латвийского парламента с просьбой поддержать участие Украины в Совещании министров иностранных дел Северной Европы и Балтии. Одновременно спикер украинского парламента А.Мороз заверил латвийское руководство в том, что не возражает против вступления в НАТО Латвии. Министр обороны Украины А.Кузьмук, находясь в Вашингтоне, заявил, что Украина считает НАТО гарантом европейской безопасности и намерена развивать отношения с альянсом. Накануне первого государственного визита в Киев президента России Л.Кучма совершил поездку в Вашингтон, где, помимо вопроса экономического сотрудничества, в очередной раз говорил о перспективах вступления в НАТО Украины.

Наконец, сразу же после достижения договоренностей между Москвой и Киевом по проблемам Черноморского флота и рамочного договора Г.Удовенко и Х.Солана парафировали Хартию о сотрудничества НАТО и Украины.

Подписание широкомасштабного договора с Россией и достижение выгодных для Киева договоренностей по Черноморскому флоту – несомненный успех украинской дипломатии, открывающий путь в НАТО и окончательное закрепление собственных границ, устранение поводов для возникновения территориальных споров. Подписанием же 2 июня Л.Кучмой и президентом Румынии Э.Константинеску договора о добрососедстве и сотрудничестве, по словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины В.Горбулина, “фактически завершился цикл подписания договоров, которые окончательно закрепляют нерушимость границ и отсутствие территориальных претензий к Украине”.

ГРУЗИНСКАЯ ТЯЖБА

1.

Находившийся в Грузии заместитель генерального секретаря ООН М.Гульдинг еще раз подтвердил, что грузино-абхазский конфликт “обязательно будет урегулирован в рамках единого грузинского государства”, заявив при этом, что абхазская независимость вряд ли когда-нибудь будет признана мировым сообществом.

Грузинское руководство стало все чаще говорить об экономических выгодах, которые получит Абхазия, если согласится на грузинский план урегулирования. Однако если раньше за подобными предложениями Тбилиси не было реальной основы, то теперь Тбилиси заручился соответствующими обещаниями со стороны европейских организаций и США.

Так, Европейский союз выразил готовность выделить на социально-экономическую реабилитацию Абхазии 10-12 млн экю. О готовности стран-доноров вложить немалые суммы в экономику Абхазии постоянно говорит Э.Шеварднадзе, который поручил правительству срочно подготовить программы социально-экономической реабилитации Абхазии и Южной Осетии. Важнейшим вопросом урегулирования Тбилиси считает возвращение беженцев, которое позволит изменить этнодемографическую структуру республики. Для начала их форсированного возвращения Грузия, по словам Э.Шеварднадзе, готова даже начать работы по восстановления движения по железной и автомобильной дорогам через Абхазию.

2.

Одновременно с посулами экономического возрождения Тбилиси продолжает демонстрировать решимость в случае провала переговоров силовым путем восстановить юрисдикцию Тбилиси над Абхазией. Роль “ястреба” выполняет спикер бывшего Верховного Совета Абхазской АО Т.Надарейшвили, который периодически заявляет, что военное вторжение – единственный путь разрешения абхазской проблемы.

Однако грузинское руководство понимает, что в настоящее время для силовой акции в Абхазии не достаточно ни сил, ни внешних гарантий. Поэтому его задача заключается в том, чтобы либо принудить Россию к действиям по восстановлению территориальной целостности Грузии, либо, дискредитировав ее как посредника, вывести за рамки переговорного процесса и последующего урегулирования.

Учитывая реальное положение на Северном Кавказе и настроения в российской армии после провала в Чечне, грузинское руководство, по всей вероятности, понимает, что заставить Россию перевести операцию “по поддержанию мира” в операцию “по принуждению к миру” не удастся. Поэтому предпринимаются шаги для дискредитации России в глазах абхазского населения.

Грузия продолжает тактику шантажа России, заявляя о своей готовности пересмотреть российско-грузинские отношения, если Россия не поможет ей восстановить территориальную целостность.

Например, спикер грузинского парламента Э.Жвания заявил, что если до 31 июля КМС в Абхазии не обеспечат начало массового возвращения беженцев, то будет выполнено решение парламента Грузии о пересмотре всего комплекса отношений с Россией.

3.

В мае грузинское руководство предприняло ряд недружественных шагов в отношении России. Так, грузинские пограничники, вопреки существующему договору, приступили к досмотру российских военных самолетов и вертолетов.

Грузия вновь подняла вопрос о передаче ей 20 кораблей Черноморского флота, базировавшихся до распада СССР в Поти. Более того, грузинское руководство подключилось к кампании дискредитации российских военных в связи с так называемыми “незаконными поставками” вооружения Армении. Так, Э.Шеварднадзе сообщил о поставках российского оружия в Абхазию. Вслед за Г.Алиевым он заявил, что от результатов проводимого в России расследования будут в дальнейшем зависеть отношения Москвы и Тбилиси.

Одновременно в Тбилиси начата мощная пропагандистская кампания критики России и подготовки общественного мнения к выводу российских миротворцев. Многие в Тбилиси уже готовы согласиться с тем, что после 31 июля российские миротворцы, скорее всего, уйдут. Однако остается открытым вопрос о том, что последует за этим.

Одни считают, что неизбежна новая война, другие – что вооруженного конфликта не будет, а, скорее, удастся достичь соглашения с абхазами о поддержании режима невозобновления огня. Об этом, в частности, говорит Э.Шеварднадзе.

4.

Однако Грузия нуждается в определенных гарантиях. Прежде всего неучастия в конфликте северокавказских народов. Если такие гарантии будут получены, то абхазское руководство станет более сговорчивым. В последнее время Грузия активизировала контакты с руководством Чечни.

Наконец, 30 мая грузинский парламент принял постановление, в котором потребовал вывести российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта, если до 31 июля не будут выполнены решения мартовского заседания Совета глав государств – участников СНГ, предусматривавшие расширение зоны безопасности на весь Гальский район Абхазии и начало массового возвращения беженцев. Все эти действия грузинских парламентариев происходят как раз в тот момент, когда президент РФ спустя три года внес на ратификацию Договор о дружбе и сотрудничестве с Грузией.

Полоса подготовлена

Департаментом региональной

политики и проблем СНГ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТЫСЯЧИ ЛИСТЬЕВ ЛЕЧАТ ТЫСЯЧИ ХВОРЕЙ
КАК ХОЧУ, ТАК И ВОРОЧУ
ГДЕ ЖИЛ ПРИНЦ ДАТСКИЙ…
Насколько реально намерение исполнительной власти распустить Государственную Думу?
Уважаемый Господин Л.Жоспен!
МАРТИН ШАККУМ: БЫЛИ БЫ ЦЫПЛЯТА, А СОСЧИТАТЬ СУМЕЕМ
КОГДА ВРАГОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФАКТОВ
МОЙ ЧИТАТЕЛЬ – ТОТ, КТО НЕ СЛИШКОМ ТОРОПИТСЯ
ЖИТЬ – ХОРОШО. А ХОРОШО ЖИТЬ – ЕЩЕ ЛУЧШЕ
НА РОССИЙСКИЙ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ЧЕРЕЗ ТУРЦИЮ?
НА РОССИЙСКО-УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ НЕ ВСЕ СПОКОЙНО
СВОБОДНЫ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ
НОВАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
Почему наше общее будущее рождается в муках одного школьного учителя?
ЧТО, ТИТ, ЖИВОТ БОЛИТ?
НАШ КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
РЕЧНОЙ КНЯЗЬ – РЫБА ЯЗЬ
ЧИНОВНИКИ ЛЮБЯТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
И ЦАРСКИЙ ГНЕВ, И ЦАРСКАЯ ЛЮБОВЬ
ПО КАКОЙ ТРОПИНКЕ УЙДЕТ СМУГЛЯНКА?
ЧЛЕНСТВО В СНПР И ДЕПУТАТСКАЯ РАБОТА – ПОНЯТИЯ СВЯЗАННЫЕ
УХОД ЗА САДОМ
ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ РОССИИ ПО ПОВОДУ СИТУАЦИИ, СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ВОКРУГ ЧЕЧНИ


««« »»»