Почему наше общее будущее рождается в муках одного школьного учителя?

Вместо послесловия по случаю Дня защиты детей

Массовую школу штормит скоро уже десять лет, а спасения как не было, так и нет. А откуда оно придет, если замкнут круг. Школа такова, каково общество, а общество таково, какова школа. Это расхожее выражение оказалось таким универсальным, все объясняющим, что “породнило в беде” всех. Но вот парадокс: беда одна на всех, а невмоготу до сих пор только одному школьному учителю, как будто только в его муках и должно родиться наше будущее общество.

В начале десятилетия “перемен” на примере учителей-новаторов ему дали понять, что все, что он делал до сих пор, было не то чтобы очень плохо, а так себе… рутина. Не в нем, правда, вина. Не то было министерство. Не та педагогическая наука. Не так, как надо, учили в педвузе. Не то, что надо, делал школьный комсомол и пионерская организация. Как надо – конкретно показать не смогли. Или не успели: “вдруг” зашаталось все здание союзного государства.

Красное знамя превратилось в переходящее и изменилось в цвете. Пришли новые руководители. Первым президентским указом много чего наобещали, а на деле же к старым проблемам добавили новые. За “соучастие” в прежнем политическом режиме учителя “наказали”, “вывели из политкласса”, но в школе оставили, так как менять некем. Из “политики” оставили новый политтекст и потребовали выучить: демократизация, гуманитаризация, гуманизация. Школьному комсомолу приказали “долго жить”. О пионерской организации перестали упоминать, а новым школьным детско-подростковым соединениям предназначили роль кружков по интересам. Но не социально значимых, а досуговых. Дескать, не к совместной с другими трудовой жизни в обществе надо готовить ребятишек, а к тому, чтобы, развлекаясь, дети научились реализовывать собственные интересы.

Все принял учитель. Ведь по природе своей учительская профессия весьма осмотрительна, осторожна, компромиссна, боязлива, зависима. И в первую очередь – от ребенка. Понять его, принять таким, каков есть, простить в расчете на то лучшее, что с годами обязательно разовьется, – этими качествами наделено такое количество учителей, что уместно сказать – все. Учитель очень терпелив. Нервы, бывает, шалят, но с вертикалью, как правило, не ссорится. Поэтому вынудить учителя перейти на новый лексикон – нет проблем.

К новой стратегии управления образованием тоже привык. Как можно руководить? Можно оценивать школьную действительность по одной отдельно взятой школе. А можно – по каждой школе, взятой отдельно. Второй путь – очень хлопотный. А первый – наивыгоднейший. Можно при этом заниматься собственным делом, даже не связанным с образованием. Для любого инспектирующего посещения всегда хоть одна школа, да найдется. И у высших время от времени проверяющих, бывает, есть внуки и внучки, которые учатся в одной отдельно взятой школе.

В 1275-й московской школе с углубленным изучением французского языка недавно побывал наш президент. Не очень понятно, в каком качестве. Если судить по слезам умиления, то, похоже, просто в качестве дедушки. Потому что глядеть на нашу российскую школу такими глазами и с такими слезами может только дедушка. Сотрудники московского наробраза этого вначале не поняли. Подумали, что не дедушка, а президент придет. И в ночь перед посещением выкрасили забор, побелили бордюры, переустроили клумбы, перекопали лужайки, вымели дорожки. Не успели только со спортзалом разобраться, но – пронесло. Более того. Дед посмотрел на этот спортзал, подумал о здоровье внучки и из собственного (но уже не дедовского, конечно) резерва обещал оснастить самым современным спортивным оборудованием. Отлично. Глядишь, теперь и другие попользуются. Когда внучка наиграется.

А история Руси знает и другой случай. При Павле, царе российском, холуйство пытались извести простым способом. Павел I издал указ, суть которого в царском запрете на производство строительных и, как теперь бы сказали, косметических работ, приукрашивающих все то, на чем мог остановиться взгляд государя на пути его следования. Случилось однажды Павлу проезжать Смоленск. А под Смоленском некий помещик Храповицкий вздумал починить мост через речушку. Увидел это царь и, разгневавшись, приказал… казнить ослушника! В дальнейшем история эта обошлась для помещика благополучно, но сама попытка борьбы с холуйством бесследно не прошла ни для него, ни для других. Но шло время. И в 1997 году царскому взору оказываются уже вычищенные помещения. Накануне.

Сегодня в стране, где дедушка президентствует, более одной трети образовательных учреждений требуют капитального ремонта либо нового строительства вследствие полной обветшалости. 36% школ работают в 2-3 смены. Практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности.

“Мы не получаем зарплату с ноября и обращаемся к господину Ельцину как к президенту, которого поддержали на выборах. Вы у власти, поправляете свое здоровье, а мы продолжаем нищенствовать и терять силы, которые нам уже не восстановить, – ведь уже шестой месяц не получаем то, что заработали, тратя свои нервы, энергию, знания”. Эти слова принадлежат сотрудникам школы-интерната с. Биазы Новосибирской области. Их могут произнести сегодня уже десятки тысяч учителей.

Но не слышит их дедушка-президент. Видимо, и в социальной жизни действует известный математический закон, что при оперировании большими числами малые величины теряются.

А тем временем Министерство образования продолжает “вываривать” все новые и новые манускрипты. На этот раз изготовило очередной проект федеральной программы развития образования. Хорош он или плох, дело не в нем. Необходимость его разработки вытекает из требований федерального закона об образовании. Вся незадача лишь в том, что такой проект составляется, начиная уже с 1993 года. Пишутся бумаги, затем обсуждаются. Создается состояние всеобщего удовлетворения в том, что на бумаге мы, наконец-то, стали отличаться от Буркина Фасо. Но с того же 1993 года из федерального бюджета средства на реализацию мероприятий программы так ни разу(!) выделены и не были.

… В одной из московских школ (адрес есть в редакции) состоялось празднование ее 50-летнего юбилея. Все было: и поздравления от руководства, и маститые гости-выпускники, и море цветов, и детский праздник, и застолье. И надо же такому случиться, что день в день с общешкольным юбилеем одной учительнице исполнилось пятьдесят пять лет и одновременно завершилось 20-летие ее работы в данной школе. Однако юбилейные даты совпали только с сознании самой учительницы. Никто о ней так и не вспомнил. Ни в день школьного праздника, ни через месяц. А учительница мучается этим до сих пор…

Игорь НИКИТИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НА РОССИЙСКО-УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ НЕ ВСЕ СПОКОЙНО
КАК ХОЧУ, ТАК И ВОРОЧУ
НОВАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Насколько реально намерение исполнительной власти распустить Государственную Думу?
НАШ КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
МАРТИН ШАККУМ: БЫЛИ БЫ ЦЫПЛЯТА, А СОСЧИТАТЬ СУМЕЕМ
ЧИНОВНИКИ ЛЮБЯТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
МОЙ ЧИТАТЕЛЬ – ТОТ, КТО НЕ СЛИШКОМ ТОРОПИТСЯ
И ЦАРСКИЙ ГНЕВ, И ЦАРСКАЯ ЛЮБОВЬ
НА РОССИЙСКИЙ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ЧЕРЕЗ ТУРЦИЮ?
ПО КАКОЙ ТРОПИНКЕ УЙДЕТ СМУГЛЯНКА?
СВОБОДНЫ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ
УКРАИНСКИЙ БЛИЦКРИГ
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
ГДЕ ЖИЛ ПРИНЦ ДАТСКИЙ…
ЧЛЕНСТВО В СНПР И ДЕПУТАТСКАЯ РАБОТА – ПОНЯТИЯ СВЯЗАННЫЕ
ЧТО, ТИТ, ЖИВОТ БОЛИТ?
Уважаемый Господин Л.Жоспен!
УХОД ЗА САДОМ
РЕЧНОЙ КНЯЗЬ – РЫБА ЯЗЬ
КОГДА ВРАГОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФАКТОВ
ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ РОССИИ ПО ПОВОДУ СИТУАЦИИ, СКЛАДЫВАЮЩЕЙСЯ ВОКРУГ ЧЕЧНИ
ЖИТЬ – ХОРОШО. А ХОРОШО ЖИТЬ – ЕЩЕ ЛУЧШЕ
ТЫСЯЧИ ЛИСТЬЕВ ЛЕЧАТ ТЫСЯЧИ ХВОРЕЙ


««« »»»