Странное впечатление оставляет нынешняя региональная политика российского руководства. Если судить о ней по грозным заявлениям высокопоставленных чиновников из Кремля и Белого дома, то легко поверить в решимость федеральных властей в рамках провозглашенной ими стратегии наведения порядка укрепить единство и территориальную целостность страны и покончить с правовой и социально-экономической “самостийностью” некоторых региональных лидеров.
У НАЗДРАТЕНКО – ПОЛОЖЕНИЕ ХУЖЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО
Первые лица правительства уже объявили о намерении поставить предоставление трансфертов регионам в зависимость от темпов проведения жилищно-коммунальной реформы и осуществления жесткой финансовой политики. В Приморье к своевольному губернатору Евгению Наздратенко приставлен теперь президентский наместник – глава местного ФСБ Виктор Кондратов с огромными полномочиями, что фактически превращает избранного главу этого субъекта Федерации в декоративную фигуру. Тем самым преподносится урок всем строптивым губернаторам, надеющимся на сохранение нынешней вольницы. Да и в адрес республик в составе РФ все чаще звучат из Москвы предостережения о целесообразности пересмотреть двусторонние договоры между ними и федеральным Центром, которые, по мнению Кремля и Белого дома, предоставили экс-автономиям слишком много властных полномочий. Первый вице-премьер Анатолий Чубайс, не так давно посетивший Якутию, выразился в том смысле, что Центр не намерен помогать республике, которая не проводит экономические реформы.
Но как только речь заходит о взаимоотношениях с Чечней, позиция российских властей резко меняется. Жесткий тон уступает место стремлению едва ли не во всем умаслить воинственную северокавказскую республику. Потерпев поражение в попытках военным путем сохранить Чечню в составе Федерации, российские власти пробуют теперь иную методу, пытаясь привязать Грозный к Москве экономически. В принципе в таком подходе нет ничего предосудительного, если бы он не реализовывался за счет беспринципных уступок Чечне, которые фактически закладывают бомбу под весь фундамент российской государственности.
ОТДАЙ НАЛОГИ ДЯДЕ…
Вот и на минувшей неделе в ходе визита в Москву первого вице-премьера Чечни Мовлади Удугова и его переговоров с высокопоставленными российскими руководителями были сделаны очередные шаги в этом направлении. Секретарь Совета безопасности РФ, первые вице-премьеры правительства согласились со схемой оказания экономической помощи Чечне, предложенной Удуговым. Она состоит в том, что поставки в Чечню должны осуществляться бартером в счет долгов отдельных субъектов Федерации государственному бюджету. Аналогичным образом предполагается поступить и в отношении долгов государств СНГ (за исключением Украины) Российской Федерации. Некоторые политики и эксперты совершенно справедливо сравнили эту новацию со схемой выбивания долгов, которой пользуются преступные сообщества в отношении бизнесменов.
Как известно, атрибутами любого государства, в том числе и демократического являются право на монопольное использование насилия и право чеканить монету. Если их нет, то нет и государства. В результате достижения новых российско-чеченских договоренностей наше государство фактически устраняется от выполнения важнейшей функции – от сбора налогов, перепоручая это чеченским эмиссарам. И все это делается якобы для того, чтобы сохранить Чечню в зоне российского влияния. Последствия подобных действий представляются катастрофическими.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Во-первых, очередные уступки Чечне ни в коей мере не изменят стратегического курса руководства этой республики, направленного на создание независимого государства. События последней недели ясно подтверждают данную тенденцию. Чеченцы выступили с инициативой учреждения Организации по безопасности и сотрудничеству на Кавказе и даже предложили создать ее вооруженные силы под своим началом. Согласно чеченскому плану в эту ассоциацию на правах ее участников могут входить не только самостоятельные государства региона, признанные мировым сообществом в качестве субъектов международного права, но и республики в составе России. Из всего этого следует, что чеченские лидеры не только не связывают будущее своей республики с Россией, но и косвенно подталкивают к аналогичным решениям другие субъекты Федерации. Даже соглашению об эксплуатации трубопровода, по которому азербайджанская нефть должна транспортироваться через Чечню, официальный Грозный требует придать трехсторонний характер, подчеркивая тем самым независимый от Москвы статус. Словом, как волка не корми, он все равно в лес смотрит.
Во-вторых, предоставляя Чечне как субъекту Федерации невиданные привилегии, Кремль фактически подрывает свою новую региональную политику, нацеленную на усиление вертикали федеральной власти. Видя как легко Чечня выбивает для себя все новые и новые права и полномочия, лидеры других республик в составе РФ вряд ли согласятся с передачей части власти федеральному Центру. Скорее, напротив, чеченский пример подействуют вдохновляюще на лидеров Татарстана, Башкирии, Ингушетии, Якутии. А с учетом того, что наиболее сильные в экономическом отношении республики уже создали собственную политическую и банковскую систему, постепенно выстраивают и независимые от Центра международные связи, противостояние между ними и Москвой может привести к тяжелейшим последствиям для российской государственности.
Таким образом, никакой пользы для российской государственности новое соглашение с Чечней не принесет. И если, несмотря на очевидный негативные последствия достигнутых договоренностей, Москва все-таки идет на его реализацию, значит во главу угла российскими политиками ставятся не национальные интересы страны, а интересы отдельных влиятельных групп политической и промышленно-финансовой элиты, стремящихся получить немалые прибыли от эксплуатации нефтепровода через территорию Чечни. Ведь не случайно, договоренности с Удуговым были достигнуты буквально накануне визита в Москву президента чеченской Южной нефтяной компании (ЮНКО) Хож-Ахмед Яриханова, который и подписал соответствующие соглашения о нефтепроводе. Так что, остается лишь гадать, на какие еще уступки готовы пойти российские политики ради реализации интересов привилегированных групп и к каким последствиям для российской государственности это приведет.
Андрей РЯБОВ