Северодвинск – чистый, аккуратный город был выстроен при заводах, строящих и ремонтирующих подводные лодки. Чтобы привлечь людей на работу в эти неуютные болотистые места с повышенным радиоактивным фоном, государство ввело северные льготы для северодвинцев. Была возможность отправить детей на юг летом или без финансовых съездить туда всей семьей. Вожди советского периода понимали: без мощного подводного флота не будет государства, к голосу которого прислушивается мир.
В наступлением перестройки на верху решили, что нас будут любить и без флота. Да и деньги сэкономим. Но в условиях демократии оказалось, что и флот захирел и деньги куда-то подевались.
Северодвинск посещали и Ельцин, и Черномырдин, и Чубайс. Сколько обещаний и красивых слов здесь слышали, сколько клятвенных заверений, что этот город с его уникальным производством не бросят на произвол судьбы – не счесть.
Что же мы имеем в реальности? Всего лишь скудное финансирование основных заказов. Предприятие строит подлодки в долг, а руководство пропадает в московских кабинетах, чтобы выпросить сколько-нибудь “живых” денег на авансовые платежи.
Много шума было вокруг программы “Росшельф”, которая должна была дать загрузку мощностям. Но сейчас ее перспективы весьма туманны.
Произошло резкое снижение уровня жизни из-за нехватки денег, высоких цен на питание, обувь, одежду – ведь в город все нужно завезти. Мало работы на основных предприятиях – идут сокращения. Завод дорожных машин, швейная фабрика, строительные организации закрыты, предприятия пищевой промышленности дышат на ладан. Как итог – безработица. Кто-то встал на биржу труда, но многие занялись мелким бизнесом. Казалось бы, их поддержать нужно за то, что не садятся на шею государству. Ан нет, с 1 января 1997 г. увеличили налоги, и теперь 50% прибыли забирает государство. А вот взять под контроль действительно крупный теневой капитал – это слабо! Проще отыграться на законопослушных.
Еще в советские времена в окрестностях города был построен радиоактивный могильник (сейчас неподалеку садоводческие товарищества). Специалисты давно бьют тревогу, что могильник на Мироновой горе разрушается и нужны средства, чтобы провести работы по его реконструкции – денег на это нет.
На дворе май месяц: ночью заморозки, днем +3о с мокрым снегом; отопление и горячая вода отсутствуют – нет денег на уголь и мазут. Дать зарплату – денег нет.
А где же они есть?
СМИ полны сообщениями об аферах, казнокрадстве с указанием фамилий, сумм украденного – соответствующие инстанции помалкивают. По Кремлю носят коробку с “ничейными” долларами – все нормально. А президент ведет бумажную войну с коррупцией, издает грозные указы, чтобы нашли в Отечестве воров.
Безнаказанность дает свои плоды и в Архангельской области. По сообщениям местной печати, бывший мэр г.Архангельска волевым решением выделял миллиардные кредиты коммерческим структурам. Естественно, деньги не вернули. Начальник Центра занятости г.Архангельска дал кредит коммерческой структуре в 2 млрд рублей из средств, выделенных на пособия. Деньги, естественно, пропали. Правда, директора “наказали” – присудили 2 года условно. Вот и получается, что дети чиновников, имеющих и оклад-то небольшой, учатся за границей, а те, кто готов работать на благо Родины, влачат нищенское существование. Народ при этой власти морально устал, он раздавлен чиновничьим беспределом, беспросветностью жизни.
И молодежь видит, что украсть – это почетно и ненаказуемо. Чем больше украдешь, тем менее наказуем, т.к. можно откупиться.
Зачем думать о работе, когда проще прибиться к “братве”. Это и защита, и поддержка, и денег гораздо больше, чем у отца, который ходит на завод.
Будет ли толк от нынешних реформ – это большой вопрос, но что нынешняя власть создала общество, в котором впору вводить орден “Почетный государственный вор”, общество, в котором криминальный мир имеет прочное настоящее и блестящие виды на будущее, – это факт.
А такие замечательные города, как Северодвинск, тихо умирают. И это тоже факт.
СЕРГЕЕВ В.
г.Северодвинск