The Economist
Послушайте, что говорят российские политики, с нетерпением ждущие налоговых отчислений в бюджет, и вам покажется, что российская нефтяная промышленность созрела и из нее пора давить сок. Послушайте, что говорят российские нефтяные компании, и вы услышите, что они просто задыхаются под грузом непомерных налогов и прочих государственных поборов. Кому вы поверите?
Объемы производства нефти все еще не достигли уровня советских времен. Нефтяные компании утверждают, что им едва хватает средств на поддержку производства. Действительно, российские нефтяные компании облагаются значительными государственными налогами, вне зависимости от их прибыльности и необходимых капиталовложений, но компании, имеющие нужные связи, могут уйти от налогов, продавая дешевое топливо официальным потребителям. Существующая в России система бухгалтерских отчетов также позволяет скрывать свои доходы, заниматься “лестничным бизнесом” за дверями официальных кабинетов и не платить налоги. В результате самый тяжелый груз налогов падает на плечи немногочисленных компаний – в основном совместных предприятий с иностранными партнерами, которые привыкли действовать в соответствии с официальными инструкциями.
* * *
Financial Times
Сотни российских приватизированных компаний и муниципальных учреждений испытывают крайнюю нужду в капитале. Отношение фондовых менеджеров со всего мира к России постепенно теплеет. Тем не менее самой острой остается проблема наилучшего совмещения интересов в отношениях кредитора и заемщика. Серьезным препятствием для этого является несовершенная налоговая система России и ее законодательство. Несмотря на это, банкиры преуспевают. Банкиры предполагают, что Россия может довольно быстро стать самым динамичным участником мирового долгового рынка. Не так давно Москва решила испытать аппетит инвесторов, начав грандиозное шоу по выпуску еврооблигаций на сумму 500 млн долларов.
Пока российское правительство находится в ожидании иностранных предложений, бедные инвесторы должны разбираться в тонкостях внутреннего долга российских регионов. “Deutsche Morgan Grenfell” говорит, что к началу этого года 52 российских региона выпустили те или иные рублевые долговые инструмены общей стоимостью около 9000 млрд рублей (1,7 млрд долларов). Многие из этих выпусков предлагают необыкновенную доходность, едва ли не самую высокую в мире. Местные власти делают это не без причины. Большинство этих региональных облигаций имеет довольно сомнительное качество, плохую документальную базу и минимальную ликвидность. Некоторые из регионов собираются также выпустить облигации для международного рынка, но, скорее всего, их пыл будет остужен правительственными ограничениями.
Обзор подготовила
Марина МЕДВЕДЕВА