Ядро не птица, манифестант не человек

Ощущает ли ядро свистящее себя парящей птицей? Ну… Зависит от IQ этого самого ядра, дерзну предположить. Я это вот к чему. В качестве коммента к моей Facebook-реплике (о коей позже) кинематографист Александра Казарновская разместила следующий пассаж гендира издательства «Праксис» Ивана Фомина «Епт., – вся лента тут наполнилась восторгами участников Братства кольца от самих себя. Как писал в свое время поэт-юморист Вишневский – “спасибо мне, что есть я у меня”, прям читаешь и не веришь. Знаю многих как взрослых и циничных людей, последние 10 лет как минимум думающих только о заколачивании денег на разных PR-проектах, и тут на тебе: “сегодня я духовно преобразился, испытал просветление, у меня выросли крылья” оооо майн готтт… что это вообще? неужели, тот конец света, о котором предупреждали нас майя, вот ведь, наступил таки».

Я был заинтригован, поскольку действительно в этот день тема «крылья + полет» навязчиво лейтмотивила во всем фэйсбучном пространстве. Буквально за пару часов, как сговорившись, семь человек написали посты про прекрасные ощущения парения над грязной Москвой. Два радио-трибуна, три телевизионщика + пара газетчиков. По случайному стечению обстоятельств, все семеро вскормлены Газпромом. Итак, они летят, не чуя под собою… Как там у Мандельштама?

Мы живем под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, -
Там помянут кремлевского горца.

Мда… Многие ведут отсчет развала СССР с XIX всесоюзной конференции КПСС (1988), где впервые был явно обозначен раскол не только партэлиты, но и, собственно, народа. На этом форуме выступил замечательный писатель-фронтовик Юрий Бондарев, задав вопрос: «Можно ли сравнить нашу перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка?». Имелось в виду, что пилоты (Горбачев и Ко) стратегию полета для себя не определили. Но массы то были реально окрылены, это ощущения долгожданного освобождения забыть, право, невозможно. Нелепый бондаревский наезд на апофегму не потянул. А в отечественной медиа-среде (блогосферы тогда не было) вызвал закономерное недоумение. Отчасти и потому, что годом ранее тот же писатель (вместе с коллегами Беловым и Распутиным) опубликовал в державной «Правде» странное письмо об опасности распространения рок-музыки, сравнив ее с разрушающим наркотиком. Помню реакцию. Свою и друзей. Все ответили как могли. Кто-то песню написал. Кто-то в запой ушел. «Поколение дворников и сторожей» (© БГ) знало: наши отцы не умеют лгать, «как волк не умеет есть мясо, как птица не умеет летать». Я тогда только что перешел в журнал «Смена» из «МК», где сотрудничал со «Звуковой дорожкой» и, стало быть, пропагандируя рок в полный рост, был – в системе бондаревских координат – драг-дилером. Опубликовал в издании ЦК ВЛКСМ разворот «Про рок-пророков»: «Рок-музыка – как воздействующая на душу и тело одновременно – существовала всегда. Если уж на то пошло, то музыка изначально была ритмичной и пьянящей. Маэстро Паганини (он и лохматым обликом, и экспрессивной манерой игры — вылитый рокер) доводил слушателей до экстаза, за что и подозревался церковниками в контактах с нечистой силой… Если начистоту, то в этом пронзительном восторге, во всей грохочущей радости слияния с агрессивным, бунтарским звукодейством, повелевающим «встать!», что-то есть… Если фэн ощущает себя звеном в цепи единоверцев (будь это на трибунах стадиона или в зрительном зале), то прямо на глазах происходит удивительное превращение: он заражается настроением своей, вернее, «нашенской», силушки, море – по колено, а чувство ответственности подменяется нетерпимостью к еретикам и, как бы поточнее сказать, тупым, неандертальским догматизмом». Даже тем, кому не мила сакраментальная интерпассивность, которую описал Славой Жижек, понятно, что имел в виду Владимир Высоцкий, утверждая в своем манифесте «Я не люблю» неприятие зрительской толпы:

Я не люблю манежи и арены,

На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Сейчас, спустя четверть века, понимаю, что Бондарев был прав, позиционируя рок-музыку как дурман. А не прав был, призывая ее запретить. Пусть этот наркотик не столь целебен как марихуана, но уж полезнее кофеина и не так разрушителен как алкоголь. И про самолет писатель правильно заметил. То, что лайнер «Советский Союз» аккуратно управлялся отчасти и US-радарами, тогда казалось агитпроповской нелепицей, но сейчас документы рассекречены и ясно: полет корректировали не только кремлевские «летчики». Хотя, естественно, дикое раздражение вызывали обвинения в сотрудничестве с коварными сионистами и заокеанскими империалистами. В книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием», что вышла на прошлой неделе, есть глава про это. «Взгляд» сделал сюжет про масштабный митинг общества «Память», где демонстранты называли «зомбоящик» «Тель-Авидением» и яростно объясняли нам, журналистам – какие мы все из себя жидо-масоны. Замечу, что на митинги тогда (как за «красных», так и за «белых») без всяких соцсетей собирались сотни тысяч демонстрантов (самый рекордный был, между прочим, именно… 26 февраля, но 1991 года: полмиллиона человек сошлись у гостиницы «Москва» чтобы поддержать телевизионщиков – власти запретили программу «Взгляд»… и возродилась она, между прочим, в августе, после ГКЧП-фарса). Развала империи никто из нас не алкал, все желали лишь свободы. Впрочем, как позже выяснилось, некоторые хотели и колбасы. Игорь «Свин» Свинаренко лет десять назад записал для «Медведя» интервью со мной, которое назвал «Хунвейбин перестройки». Верно, так и было. Нас использовали. Использовали нашу искренность и жажду избавления от коммунистического режима. Сейчас милые юноши/девушки обижаются, когда их числят пушечным мясом, не желая видеть игру опытных манипуляторов. Второй раз повторяется как… второй раз. Порыв простителен. Глупость тоже. Манипуляции с пафосом сетевых хомячков – только в случае, если не приведут к желанному для провокаторов кровопролитию.

Что касается упомянутой в начале фэйсбук-реплике, то была она у меня лаконична: «СТРАШНО. ОНИ РЕАЛЬНО СОШЛИ С УМА. ЭТО ДАЖЕ НЕ ПРИТВОРСТВО, ПРОСТО БЕЗУМИЕ». Замечу, я вовсе не уточнял – кто такие ОНИ. Тем не менее Михаил Дегтярь тут же флегматично заметил: «Женя, это непопулярное мнение! По неписанным законам нужно восхищаться этими людьми и даже причислять их к духовным лидерам нации».

Неписанные законы? Но! Но есть законы физики. И они прописаны жестко. У обвязанного белой ленточкой ядра – траектория достаточно предсказуема. И оно, увы, неуправляемо ничем кроме как законом гравитации. Однако ощущать себя горным орлом или щедрым аистом может любой предмет при достаточной доле воображения. Хотя, замечу, описан человек как «двуногое непернатое».


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Звездочка по имени Ванечка
Митинг в защиту хорошей музыки
В списках не значится
Мюзикл «Любовь и шпионаж. Репетиция»
Наши банки & наша коррупция
При прочих равных
Коты системы. Немартовские, кастрированные


««« »»»