ТОЛПА УМНЕЕ И ПОСТОЯННЕЕ ГОСУДАРЯ

* * *

Вопреки общепринятому мнению, будто народ властвуя, бывает непостоянен, изменчив, неблагодарен, я утверждаю, что эти недостатки свойственны ему в той же мере, как и государям. Справедливо обвинять в этих недостатках и народы, и государей, но ошибочно считать последних составляющими исключение. Народ, владычествующий и благоустроенный, будет так же постоянен, благоразумен и признателен, как и государь, и даже больше, чем самый мудрый государь; с другой стороны, и государь, освобожденный от уз законов, будет неблагодарнее, переменчивее и безрассуднее всякого народа. Разница в их поступках зависит не от различия свойств, потому что по природе все люди одинаковы, и народ даже, пожалуй, лучше; все дело в том, насколько уважаются законы, которые управляют действиями народов и государей.

* * *

Не без причины называют глас народа гласом Божьим: в самом деле, предсказания общественного мнения часто так удивительны, что как будто бы оно свыше получает дар предвидения доброго и худого; в суждении о делах народ редко ошибается в выборе между двумя противоположными мнениями, защищаемыми равносильными ораторами; этим он доказывает, что вполне способен различать истину. Правда, он часто увлекается в заблуждении смелыми или мнимо полезными проектами, но государь еще гораздо чаще вводится в заблуждение своими личными страстями, которые у него гораздо многочисленнее, чем у народа. Так же при выборе чиновников он действует гораздо удачнее государя; его никогда не убедишь, что полезно возвести в должность какого-нибудь подлеца или развратника, тогда как есть тысяча легких средств убедить в этом государя.

* * *

В заключение всего этого рассуждения скажем, что если были долговечные монархи, то были и долговечные республики, но что и те и другие нуждаются в управлении законами, ибо государь, имеющий возможность делать все, что ему вздумается, превращается в бешеного самодура и народ, преданный самовластью, поступает неблагоразумно. Но, при самовластии народ реже впадает в ошибки, чем государь, и притом ошибки меньше и правильнее. Это потому, что распущенный и бунтующий народ легко уговорить и возвратить его на добрый путь, тогда как злого государя не уговоришь и против него, кроме меча, нет никакого средства. Поэтому можно судить, чьи недостатки вреднее: народ можно исправить словами, а против государя нужно прибегать к мечу, стало быть, всякий может судить, что то зло сильнее, которое требует более сильного средства.

Никколо МАКИАВЕЛЛИ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
РЫНОЧНЫЙ КАННИБАЛИЗМ. ОТ ЭКОНОМИКИ “НОВЫХ РУССКИХ” К ЭКОНОМИКЕ ТРУДЯЩИХСЯ
РАБОТА У НАС ТАКАЯ
СОЛНЦЕМ ПАЛИМЫЕ
НАШЕ – ЭТО БЕССПОРНО
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОБЪЯВИЛ О МИРЕ И СОГЛАСИИ. КАК ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ ПО-БРЯНСКИ
ВРЕМЯ НЕ ОСТУДИТ ЛЮБОВЬ К СТУДНЮ
СЕВЕР МЕЛКОТЕ НЕ ПО ГУБЕ
Письма
Роль НТВ в освещении чеченских событий
МАЛЬЧИШЕЧЬЕ СЧАСТЬЕ
ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ К ХРИСТОВУ ДНЮ
НОСИТ ОДУВАНЧИК ЖЕЛТЫЙ САРАФАНЧИК
ВСЯ ВЛАСТЬ НАРОДУ!
КТО У НАС ОТНЯЛ ПОБЕДУ?
ОХРАНА НА ДОРОГАХ
ВСЕ ДЕЛО В ПРЕЗРЕННОМ МЕТАЛЛЕ…
СТАВКА НА МОЛОДЕЖЬ
СНПР НА МАЕВКАХ
ТЕ, КТО ВЫЖИВУТ, ВЫБЕРУТ СЕРДЦЕМ
ВОССОЗДАНИЕ ДЕРЖАВЫ. О СОЮЗЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОГУЛКИ ПО НОРВЕГИИ
КАЛЕНДАРЬ САДОВОДА И ОГОРОДНИКА. САЖАЛИ БАБЫ БОБЫ


««« »»»