Кризис жанра

На недавно прошедшем Венецианском фестивале неугомонный US-документалист Майкл Мур, представивший свою ленту об экономическом кризисе, в очередной раз талантливо обличал. На этот раз – капитализм. Который его разочаровал. Об этом глубоком разочаровании западной интеллектуальной элиты элите отечественной флегматично поведал в эфире Первого канала киномаргинал Сергей Шолохов, интервьюировавший Мура.

Итак, не успели унылые западные интеллектуалы отдохнуть от интенсивных обличений свирепого коммунизма, как приходится смотреть неприятной правде в ярые глаза. И признавать (если не публично, то камерно, наедине с собой), что весь пресловутый либеральный проект провалился. Причем – во всех своих ипостасях. Но забавно не это. А то, что двуногие неустанно, тысячелетие за тысячелетием разочаровываются в том, что сами же производят в качестве структуры самоорганизации.

Ведь какой проект ни возьми, политический, религиозный ли, его задача номинально сводится ровно к одному – чтобы волки были сыты да овцы целы. Но почему-то не получается! Не получается у животных этих и рыбку съесть, и на джипе покататься. Позиционирование «волк» неизбежно приводит к массовому пожиранию овец. Даже если занимает эту волк-позицию скромная овца. Парадоксальный, но – факт. Доказанный. Помнится, в знаменитом советском лагерном эксперименте, когда в отдельную зону дружно выселили отверженных, они умудрились установить те же зверские порядки унизительного подавления, от которых страдали сами. Причем гораздо более откровенные & жестокие.

Конечно, истории ведомы дерзкие оптимисты, «душелюбы и людоведы» типа Виктора Франкла или Эриха Фромма (о беспечно веривших в Человека бодрых подвижниках теплого Ренессанса упоминать не буду), которые допускали наличие в электорате (вернее, человечестве) скромного процента мыслящих, которые живут по принципу «быть», а не «иметь». И живут не теряя человеческого достоинства. Не теряя ни в каких ситуациях. Вот представители такого человеческого материала могли бы рулить социумом более или менее внятно, полагаю. Но почему-то они и близко не подходят к вельможным структурам управления… Не заманишь их туда, не прельстишь сладостями чиновничьими. Чувство изящного не позволяет, видимо. Бог весть. Но сложно, право, представить себе академика Лихачева, отважно дебатирующего в Думе с юристом Жириновским. Не потому что покойный. Или академик. А потому что – Лихачев Дмитрий Сергеевич.

Чтобы оценить безрадостные масштабы экзистенциальной катастрофы, достаточно вспомнить старика Зигмунда с его членением личности на три уровня:

уровень «ид» (животного, которое хочет все сожрать, всех употребить и ни с кем не поделиться);

уровень «сверх Я» (привнесенной морали и ценностей, которым ни один индивид никогда не соответствует);

и уровень Я – собственно личности, которая истерически мечется посередине, мучимая с одной стороны желанием все сожрать, а с другой – чувством собственного несовершенства.

Фрейд был прав хотя бы потому, что общество, какое ни возьми, с безжалостностью будуарного зеркала отражает эту структуру, напоминающую ступени, по коим «горящая нефть хлещет с этажа на этаж». Любое законченное человеческое формирование – от банды (и государства), до религиозного братства функционирует, похоже, так же как сам хищник – homo sapiens. И лишь появляется возможность спесиво наплевать на неудобное «сверх Я», жадное и прожорливое «оно» безжалостно берет верх. То есть стоит заползти туда, где можно цинично забить на все, оскотинивание происходит стремительней юношеского оргазма. И какой человеческий проект вблизи ни рассмотри – везде одно и то же – идеи неплохи, исполнение – катастрофическое. А если бы это было не так, мы бы и по сей день счастливо и безмятежно жили в традиционалистском обществе.

Поэтому в социуме, не оправдавшем ничьих ожиданий, кроме чаяний разве что самой «элиты», рано или поздно начинала бродить идея «добра & справедливости». Идея, которую обязательно надо было привнести извне. Вот на что нужны варяги. Из этого ведра, кстати, и крылатое выражение «нет пророка в своем отечестве». Внутри, увы, ничего не взрастить, не культивировать – затопчут…

Спрашивается – какой же выход? А его нет. Так и будут чужеродные пророки приносить судьбоносные проекты. Проекты, которые следующие поколения благополучно нивелируют, изгадят. Изгадят хотя бы потому, что процент «достойных» слишком мал. Мал для того, чтобы подставить подножку человечеству, пожирающему самое себя.

И самой правильной, конечно, была и есть идея каст. Только нельзя тупо опираться на происхождение (да и кто знает, где чьи дети на самом деле…). За распределением младенцев по кастовым категориям присматривать должен отряд продвинутых инопланетян. Которых, в свою очередь, кто-то должен был бы грамотно взрастить. Однако, как говаривал любимый вождь страны бесплатных советов, – попытка не пытка. Разочаровал капитализм? Давайте пробовать новые варианты. Они уже зреют в горах Кавказа… Посмотрим, что разочарует Мура лет эдак через десять.

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Редуцированный вариант статьи опубликован в № 04 журнала “Однако” (главный редактор Михаил Леонтьев).


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Равнение на свиней
Синема 09-2009


««« »»»