На вкус, на цвет…

Итоги 30-го Московского международного кинофестиваля вновь обнаружили устрашающую чересполосицу вкусов и мнений. Ключевой особенностью нынешнего фестиваля я бы назвал его глубокую провинциальность. И дело тут не только в том, что отечественная конкурсная картина Кати Шагаловой называлась «Однажды в провинции». Во французской глубинке пересекаются судьбы двух женщин в ленте «Простая душа». Глубоко провинциальны переживания отечественных диссидентов 70-х русскоязычного украинского армянина Романа Балаяна под названием «Райские птицы». Я уже не говорю об архетипическом образе российской провинции в фильме Сергея Овчарова «Сад» (экранизация чеховского «Вишневого сада»). И если правда, что российская культура прирастает провинцией, ММКФ гарантирует ей скачок вперед.

А вот о направлении прыжка у участников кинопроцесса самые разные представления. Стефан Китанов, член жюри конкурса «Перспективы», с восторгом говорил о единогласном присуждении своего приза мексиканской музкомедии «Кумбия нас связала», но жюри российской критики и в голову не пришло связывать с этим произведением перспективы развития киноискусства. Когда я сказал Стефану, что наше жюри предпочло в «Перспективах» виртуозную датскую ленту Линды Вендель «Один кадр», он буквально сморщился от отвращения. Ныне представительница Голландии Ольга Суркова возмущалась «непрофессионализмом» Шагаловой, а жюри Международной федерации кинопрессы присудило ей свой почетный приз именно за стилистическое совершенство. Даже совпадение мнения российских критиков и членов главного жюри во главе с бергмановской актрисой Лив Ульман, дружно присудивших главный приз иранскому фильму «Проще простого» (режиссер Реза Мир Карими – на фото), в современном контексте весьма обманчиво. Кино Ирана завоевало особое место на фестивальных экранах (далеко не только в Москве) своей программной непритязательностью, пробуждающей воспоминания о «потерянном рае» итальянского неореализма в условиях господства гламура и блокбастеров, то есть опять-таки глубокой провинциальностью (в отличие от нашей страны – по-видимому, неиспорченной). Поэтому трогательное повествование о еще одной несчастной женской судьбе и оказалось способным примирить противоположности. Только вряд ли навсегда…

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №26 (519) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Русский Дьявол
Русский Марсель Марсо
Гений из Флоренции


««« »»»