Гений из Флоренции

Гений из Флоренции

Свой 85-летний юбилей выдающийся режиссер Франко ДЗЕФФИРЕЛЛИ решил провести в несколько этапов. И одним из главных пунктов торжеств он отвел Москве, где представил свою только что написанную им книгу и показал свой фильм “Брат Солнце, сестра Луна”, снятый двадцать лет назад.

Что греха таить, культурная жизнь нашей столицы напоминает перенасыщенный химический раствор, но персоны, подобные всемирно известному режиссеру Франко Дзеффирелли, посещают нас не столь часто. Вот поэтому пройти мимо визита знаменитого флорентийца было бы непростительной ошибкой.

Да, он родился во Флоренции и всегда гордился этим. Путь в искусстве Франко начинал в качестве актера. Познав секреты этой профессии, Дзеффирелли решил стать режиссером и выбрал для себя великого учителя – Лукино Висконти. Вернее, Висконти, чувствуя в молодом человеке несомненный талант, взял его к себе ассистентом. Подметив в своем ученике еще и художественные способности, Висконти в 1945 году посоветовал Франко стать оформителем декораций и художником по костюмам для оперных и драматических постановок. Именно своему мэтру Дзеффирелли обязан знакомством, а потом и совместным творчеством и дружбой с Марией Каллас в “Ла-Скала”, где он работает над операми “Весталка”, “Трубадур”, “Сомнамбула”, “Анна Болейн”, “Травиата”. Последнюю оперу Дзеффирелли экранизирует, но только после кончины Лукино.

Очень быстро из ученика Франко становится признанным мастером не только в опере, но и в драме. В “Ла Скала” он нашел выразительное решение опер “Золушка”, “Турок в Италии” Россини, “Любовный напиток” Доницетти, “Аида” Верди, “Богема” Пуччини. Она, кстати, имела особый успех на гастролях “Ла Скала” в Москве. Вел тогда оперу гениальный Герберт фон Кароян, которого по праву называли “главным дирижером Европы”.

Постановки Дзеффирелли в оперном театре всегда отличались кипучей динамикой, казалось бы, мало свойственной музыкальным драмам. Это была широкая панорама жизни с максимальным приближением к достоверным реалиям быта эпохи, о которой шла речь. И в то же время режиссер умел обыденную жизнь в спектакле поднять до высот поэзии.

Немало усилий приложил Дзеффирелли для утверждения популярности открывшегося в декабре 1955 года филиала театра – “Пиккола Скала” (“Малая Скала”). Здесь поставлено множество спектаклей. А сколько молодых певцов начинало свой путь в большое искусство на этой сцене. Мало того, именно в “Пиккола Скала” стали показываться балеты. И первой танцевала Майя Плисецкая в “Лебедином озере”.

Разумеется, работая с Висконти над фильмами “Земля дрожит”, “Самая красивая” и “Чувства”, он не смог не увлечься кинематографом. Первую короткометражку он снял пятьдесят лет назад. Картина “Кемпинг” имела успех, но пройдет несколько лет, пока он снимет вторую ленту – документальный фильм о наводнении во Флоренции. В художественном кинематографе Дзеффирелли дебютирует в 1967 году в широко разрекламированной экранизации “Укрощение строптивой” с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном. А сорок лет назад на экраны выходит изумительный фильм “Ромео и Джульетта” – первая в истории киноверсия лав-стори, в которой актерам столько же лет, сколько и шекспировским любовникам (Леонард Уайтинг и Оливия Хасси). Снятый в разгар сексуальной революции фильм едва не запретили из-за того, что несовершеннолетняя исполнительница роли Джульетты появляется на экране топлесс. Сегодня этой сценой уже никого не удивишь.

Над этими двумя картинами режиссер работал с блестящим композитором Нино Рота, получившим за музыку к фильму “Оскар”. Музыка действительно божественно хороша.

Среди программных лент режиссера – “Брат Солнца, сестра Луны” о жизни средневекового святого Франциска Ассизского, “Иисус из Назарета” (по заказу Ватикана), “Чемпион”, “Бесконечная любовь” и фильмы-оперы: “Отелло”, “Богема”, “Травиата” и “Сельская честь”. Последняя работа в кино – “Каллас навсегда” с Фанни Ардан в главной роли. Реалистический в своей основе метод режиссуры Дзеффирелли сочетается с повышенным вниманием к изысканным живописным композициям кадра, стремлением к максимально достоверной реконструкции деталей быта тех исторических эпох, к которым относится действие его фильмов.

– Сеньор Франко, у вас не возникает желание пересматривать свои фильмы?

– Иногда грешу этим. Могу смотреть с грустью, иногда со злостью: вижу, что можно было сделать лучше. Единственная причина, по которой я пересматриваю свои картины, – понять, как я передал дух времени. Что увидели в “Ромео и Джульетте” или в фильме о святом Франциске мои тогдашние современники. “Брат Солнца, сестра Луны” – это очень трудный фильм, у которого были драматические последствия. Сотни молодых людей, посмотрев картину, вступили на путь религиозного бытия. У меня множество писем, подтверждающих это. Они пишут, что пошли в затворники благодаря моему фильму. Значит лента еще не потеряла силы своего послания. А ведь фильм снят двадцать лет назад.

– Неужели вас это не пугает?

– Еще как пугает. Это же огромная ответственность. Я, как правило, хочу в своих работах передать послание, которое поддержит человека, одобрит его поступки. Если оно доходит – хорошо, а не доходит – что ж поделаешь. Как говорится, такова се ля ви.

– У вас длинная, интереснейшая жизнь, вы встречались со многими незаурядными и совершенно простыми людьми. Вы можете определить, что это такое человек?

– Сложнейший вопрос. Но на мой взгляд, каждый человек – отдельная планета. Мужчин и женщин вообще не существует. Есть группы похожих людей, но если приглядеться, мы все совершенно разные. Даже при условии, что мы все – животные и пасемся на одном поле. Но ведь у нас у всех нет похожих отпечатков пальцев. Сейчас люди, особенно молодежь. зомбированы. И это меня страшит. Сегодня молодые люди могут общаться со своими сверстниками по всему миру. А чему они могут научиться друг у друга? Есть, пить, заниматься сексом, трепаться по мобильному телефону? Но плакать из-за любви они, по-моему, не могут. И не успокаивает тот факт, что это было всегда. Из всех молодых только ничтожная часть – умные создания, которые готовы познать правду, пожертвовать своим благополучием ради музыки, театра, кино, чего-то высшего. Вот эту небольшую группу и надо поддерживать.

– На просмотре ваших фильмах я видел таких юношей и девушек. Из было немало.

– Если вы говорите без комплиментарной вежливости, то я счастлив.

– Что вас связывает с Россией?

– Мое прошлое, работа с великими русскими артистами, музыкой, балетом, театром. Я влюблен в искусство Елены Образцовой. Она играла в моей телеопере “Сельская честь”. Это было божественно! Она по-хорошему сумасшедшая дама. Люба Казарновская пела у меня в операх “Богема” и “Тоска”. Это талант, как говорится, “другого разлива”, но тоже великолепен. А как танцевали в моем фильме “Травиата” Екатерина Максимова и Владимир Васильев! Вся студия “Чинечита” сбегалась смотреть их. Разве можно забыть полет лебединых рук Майи Плисецкой и виртуозное мастерство ансамбля Игоря Моисеева?

Если говорить о музыке и театре, то это Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, великий пианист Святослав Рихтер, режиссер Борис Покровский. У русских есть Станиславский, учение которого имеет всемирное значение. Смотреть спектакли Эфроса, Анатолия Васильева – безумно интересно. А о таких фильмах, как “Иван Грозный”, “Летят журавли”, “Сорок первый”, “Баллада о солдате”, “Раба любви” можно говорить только в превосходной степени.

В русской литературе мне необычайно близок Лев Толстой. Он может рассказать ужасную трагедию, но в финале обязательно дает ощущение света. “Анна Каренина” – это история потрясающей женщины. Она ведет себя так, что я восклицаю: “Я бы поступил так же”. И остается в моей памяти Анна как героиня, а не жертва и не падшая женщина…

– Скажите, пожалуйста, что дает вам силы жить?

– Надежда и желание отдалить смерть. А еще я черпаю силы от тех, кто меня окружает.

***

После общения с Дзеффирелли я понял, что он удивительно тонкий интеллигент и аристократ духа. Он работает так, как никто другой. Несмотря на возраст, он по-прежнему излучает свет. Все, что он делает, даже то, как он молчит, отвечает на вопросы или носит костюм – гениально.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Русский Дьявол
Русский Марсель Марсо
На вкус, на цвет…


««« »»»