Русский Марсель Марсо

Творчество российского мастера пантомимы Анатолия ЕЛИЗАРОВА покорило сердца зрителей не только нашей родины, но и многих стран мира. География гастролей артиста чрезвычайно широка: Англия, Франция, Непал, Новая Зеландия, Шри-Ланка, африканские государства… “Русским Марселем Марсо” назвали советского мима швейцарские газеты еще в 1989 году во время фестиваля искусств СССР в Цюрихе.

Родился Анатолий Елизаров шестьдесят пять лет назад в блокадном Ленинграде. В тринадцать стал заниматься в секциях гимнастики и фехтования, а параллельно был актером в Театре юношеского творчества во Дворце пионеров. Тогда-то и заметил талантливого подростка известный цирковой артист, автор книг о цирке, кино и пантомиме Рудольф Славский. Рудольф Евгеньевич взял Толю к себе в студию и стал обучать искусству мима. И как результат – в семнадцать лет Елизарова приглашают в профессиональный ансамбль “Мим” Московского мюзик-холла. Он приезжает в Москву.

Елизаров проходит серьезную стажировку у замечательного педагога Л.Маслюкова во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства и окончательно выбирает путь сольной пантомимы чистого мима. С середины 60-х годов прошлого столетия артист становится лидером в искусстве этого жанра, сохраняя первенство и по сей день. За сорок пять лет творческой деятельности он гениально молчал в шестидесяти странах мира.

Елизаров много и охотно сотрудничает с телевидением и кино. Зрители могли видеть его в фильмах “Солнце, снова солнце”, “Совсем пропащий”, “Экипаж”, “Берег” и многих других. Триумфальным стало выступление артиста на II Международном фестивале пантомимы “Na Zabradli” в Праге. Шесть лет Елизаров работал с выдающимся танцовщиком Марисом Лиепой. И сегодня пластическая культура Елизарова, как принято говорить, на уровне “мировых стандартов”. Увы, сегодня мастер – последний из могикан древнейшего из жанров искусств. Об этом мы и вели недавно разговор с великим артистом в городе Иванове, куда он был приглашен для участия в концертах Второго Международного кинофестиваля имени А.Тарковского “Зеркало”.

– Как ни прискорбно отметить, но наш жанр в настоящее время практически умер, – с горечью говорит артист. – А сколько замечательных мастеров еще совсем недавно восхищали зрителей. На советской эстраде, если помните, пантомима присутствовала всегда. Давно стал легендарным номер П.Березова, Н.Черкасова и Б.Чиркова “Пат и Паташонок и Чарли Чаплин” с элементами пантомимы. Сегодня я остался один…

– Анатолий, а мы ведь с вами учились одновременно в ГИТИСе. Только я был вчерашним десятиклассником, а вы, уже признанный мастер, сели за студенческую скамью, и рядом с вами Алла Пугачева, Екатерина Шаврина, Людмила Рюмина, Сергей Дитятев…

– Чтобы состояться в профессии в советское время, надо было обязательно получить высшее образование. А потом, я уверен, лишних знаний не бывает. Теперь уже сам преподаю в Российской академии театрального искусства, в Центре оперного пения Галины Вишневской, руковожу театром “МимД’арт”. Не хочу, чтобы канула в Лету наша профессия, потрясающее искусство молчания.

– Как родилось желание посвятить себя пантомиме?

– Почему пантомиме? Малышом, уткнувшись носом в стену, с любопытством разглядывал рисунчатые обои, ожидая, как за секунду до сна узоры начнут оживать, превращаясь в животных, гномов или лилипутов. Увидев фильм “По щучьему велению”, потешал родных, выезжая на дровах из-за печки-камина. В “антракте” такого спектакля у меня из попки вынимали занозы. Клоун Мусин научил меня “укрощать” стул и тросточку. Американец Чарли заразил утиной походкой и спотыканиями об углы и пороги, и я с упоением подражал великому Чаплину. Поразившись величественным зрелищем Мемориального Шекспировского театра, разыграл перед близкими на английской абракадабре в лицах весь спектакль. Природа смешного, необычного привлекала меня всегда. Со временем потребность “подражать” становится моим ремеслом. Так я оказался пленником искусства пантомимы. Создав игрой движения и жеста иллюзию жизни, мим предлагает зрителю свою версию увиденного…

– Как известно, личная жизнь у артистов складывается не всегда удачно. А у вас?

– Все отлично. У меня трое детей и три внука. Но вообще-то я не склонен откровенничать про личную жизнь. О творчестве – пожалуйста. А еще лучше приходите на мои спектакли.

***

Талант, как правило, проявляет себя многосторонне. Это довольно частое явление у настоящих Артистов. Занимательные, утонченные и самобытные художественные работы Анатолия Елизарова уже давно не являются исключительным достоянием его души – состоялось несколько выставок в Москве и Австрии (во время гастролей в Вене и Зальцбурге). Готовится к изданию сборник стихов и графики.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Русский Дьявол
Гений из Флоренции
На вкус, на цвет…


««« »»»