Уход эпохи

Уход из жизни Нонны (Ноябрины) Викторовны МОРДЮКОВОЙ – безусловно, величайшей актрисы времени (вопрос в том – какого?) – на Первом канале трактовался однозначно: народный характер, народная героиня, одним словом, воплощенная национальная идея, которая сегодня нам так нужна.

А между тем актриса при жизни в творчестве да и в смерти воплотила, на мой взгляд, начало и конец вполне определенной эпохи.

Нонна Мордюкова, кубанская казачка, по ее собственному мнению, – живое воплощение российской деревни, ее традиционного уклада и системы ценностей (и в этом смысле действительно народный характер), пришла в самое массовое из искусств в первые послевоенные годы и со своими соучениками по ВГИКу и Сергеем Герасимовым взорвала кинематографическое пространство экранизацией «Молодой гвардии». Вразрез со всеми министерскими предписаниями, существующими и в наше время, Сергей Герасимов и Тамара Макарова (именно это делало их великими педагогами) полагали, что реальная работа на съемочной площадке в период учебы – не злостное нарушение дисциплины, а насущная необходимость профессионального формирования актера.

С «Молодой гвардией» в кино пришло новое поколение молодых исполнителей: Виктор Авдюшко, Сергей Бондарчук, Сергей Гурзо, Клара Лучко, Инна Макарова, Евгений Моргунов, Тамара Носова, Вячеслав Тихонов, Людмила Шагалова, Георгий Юматов. Иных уж нет…

Роль Ульяны Громовой принесла Нонне не только Сталинскую премию, но и первый опыт противостояния: вроде бы по прямому указанию Вождя народов и роман, и фильм подверглись, как известно, радикальной переделке с целью показать руководящую и направляющую роль партии большевиков в стихийном по своей природе молодежном антифашистском движении на оккупированной территории.

Ее дальнейшая карьера была тесно связана с режиссерами-фронтовиками послевоенного поколения, с отказом от малокартинья и последующим взлетом советского кино периода «оттепели». Брак с Вячеславом Тихоновым (Штирлицем нашего времени) выводил жизнь актрисы в мифологическое пространство, где опыт Великой Отечественной превращался в сказку, а вера в вождей – в жизненную необходимость (об этом Нонна Викторовна говорила и писала неоднократно как о фундаментальном свойстве своего характера).

При этом могучий темперамент в жизни и на экране позволял актрисе менять жанры и амплуа – от мелодрамы до комедии. Галерея созданных образов (всего она снялась в 62 фильмах) не может не впечатлять. Не буду перечислять всем известные работы. Скажу только, что актриса шла в ногу со своим временем и лучшие свои роли сыграла не только в самых популярных, но и в «проклятых» лентах.

Беременная Клавдия Вавилова, призванная революцией в единственном фильме Александра Аскольдова «Комиссар», взрывала свойственный шестидесятникам культ «комиссаров в пыльных шлемах». Жесткий запрет этой выдающейся ленты, пролежавшей на полке два десятилетия, возвестил (вместе с менее долговечным запретом «Андрея Рублева» Тарковского) о «затягивании гаек» советского идеологического механизма.

На рубеже 70 – 80-х годов актрисе хватило мужества вывернуть наизнанку свой жизнеутверждающий характер и показать крах тех идей и представлений, которые сформировали ее поколение. «Трясина» («Нетипичная история») певца «оттепели» Григория Чухрая выносила на первый план трагедию матери дезертира – одной из самых табуированных тем в годы Великой Отечественной войны, а Никита Михалков в «Родне» вдохновил Нонну Викторовну на создание пародии-гротеска на народную героиню, обернувшуюся агрессивной деревенщиной в городской квартире.

Нонна Мордюкова восприняла «перемены» как крушение идеалов и не была востребована XXI веком. В своем последнем фильме «Мама», не случайно снятом в 1999 году, она сыграла героиню, неистово и уголовно защищающую свою семью и идеалы эпохи, ушедшей в прошлое на глазах актрисы, которая, в отличие от телевидения, всегда резала правду-матку.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №27 (520) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Художник Юрий Визбор
Гламур требует жертв
Зелена-Гура запела вновь
Песня для Pink Floyd
Московские откровения группы Smokie
Что Бог послал, то и спели


««« »»»