«Стыд»: Последнее танго в Нью-Йорке ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Фильм «Стыд» («Shame», Великобритания, 2011, режиссер – Стив Маккуин, в ролях – Майкл Фассбендер, Алекс Манетт, Ханна Уэр, Кэри Маллиган, Лорен Омер) выходит в прокат.

Брэндон Салливан (Майкл Фассбендер) – типичный житель Нью-Йорка. У него есть все: апартаменты с шикарным урбанистическим видом, престижная офисная работа, молодость, здоровье. Но некая внутренняя пустота заставляет его бросаться на легко доступных нью-йоркских женщин. Впрочем, мастурбация тоже сгодится. Именно эта неудовлетворенность – называйте как хотите, хоть кризисом среднего возраста – и становится причиной его эротомании.

Брэндон осознает, что с ним что-то не так, испытывает стыд, впрочем, недостаточно сильный, чтобы кардинально поменять уклад жизни, и ищет помощи у друзей, коллег, своей сестры Сисси, непутевой певички (Кэри Маллиган). Но находит лишь кратковременное забвение в объятиях жриц продажной любви.

По большому счету, «Стыд» – продолжение фильмов из давно уже не модной серии «яппи в опасности». Брэндон – продолжатель дела «Американского психопата» Патрика Бэйтмана или Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба». Жаль только, что «Стыд» – довольно унылая и безрадостная, давящая, пронизанная особенной посткоитальной грустью драма, привлекающая зрителя в первую очередь за счет откровенных сцен.

42-летний Стив Маккуин дебютировал в 2008 году драмой «Голод», в которой детально изучал жизнь боевика ИРА, умершего в тюрьме во время голодовки. После пристального рассмотрения в «Стыде» сексуальных фобий и повадок жителей мегаполиса внимание режиссера привлекло рабство – его следующий проект носит название «12 лет рабства», и без натуралистичных сцен там тоже не обойдется.

Объединяет все проекты (назвать их фильмами не поднимается рука) Маккуина холодная, почти брезгливая отстраненность антрополога, с которой он смотрит на своих героев. Холодная красота небоскребов, идеальная композиция кадра, прекрасные актерские работы… И ничего! Пустота! Никому из персонажей не удается сочувствовать, никто не вызывает ни малейшего отклика, даже когда во время исполнения в баре песни «New York, New York», глаза персонажа Фассбендера наполняются слезами, и зритель впервые видит человека, а не бездушную секс-машину, его жизнь, его прошлое остаются загадкой. Ровно по Цою: дом стоит, свет горит, из окна видна даль, так откуда взялась печаль?

Режиссер не заигрывает со зрителем. Он точно знает, что все умрут в одиночестве. Но на поверхности фильма остаются: дорогие рестораны, флирт, съем, вереница неотличимых друг от друга проституток, секс в различных проявлениях, пустота, безнадежность, стыд. Круг замкнулся.

P.S.: Фильм был номинирован на главный приз МКФ в Венеции, но жюри ограничилось вручением Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль Майклу Фассбендеру. Актер также был номинирован за эту роль на «Золотой глобус».

Денис ШЛЯНЦЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»