Балерина божьей милостью

Сегодня мы расскажем о поистине легендарной женщине. Это великая русская балерина Элеонора ВЛАСОВА, ставшая третьей советской балериной (1964) после Аллы Осипенко (1956) и Майи Плисецкой (1962), которой была вручена премия имени Анны Павловой Парижской академии танца.

Она родилась в Люберцах. Закончила Московское хореографическое училище. Элеонора Власова была лучшей ученицей на курсе, и все были уверены, что ее непременно пригласят в балетную труппу Большого театра. Но главный балетмейстер театра Леонид Лавровский по каким-то, только ему известным причинам, не взял Власову в свою труппу. Но как показало время, молодой балерине несказанно повезло, что после училища она пришла танцевать в Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

За тридцать один год на этой сцене Элеонора Евгеньевна станцевала столько балетных партий, сколько в Большом ей бы просто не дали возможности исполнить. К тому же она пришла в театр, когда там творил выдающийся хореограф XX века Владимир Бурмейстер. Он был не только талантливейшим балетмейстером, но и великолепным педагогом, воспитавшим целую плеяду талантливых артистов. Элеонора Евгеньевна сочетала в себе дар классической балерины и драматической актрисы. Французские газеты после ее первых выступлений в Париже в 1956 году писали: «Степень драматического дарования Власовой просто зашкаливает». Высокую оценку балерине дала гранд-дама французского балета, легендарная Ивет Шовире. И когда в 1964 году в столице Франции устраивался гала-концерт мастеров советского балета, французские организаторы гастролей затребовали Элеонору Власову. Именно тогда на сцене во время концерта президент Парижской академии танца Серж Лифарь вручил самую престижную премию в мире хореографии советской балерине.

Власова была непременной участницей всех гастролей балетной труппы как в нашей стране, так и за ее пределами. Самые лестные отзывы прессы сопровождали артистку во время выступления в балетах «Лебединое озеро» (ОдеттаОдиллия), «Лола» (Лола), «Жанна Д’Арк» (Жанна), «Франческа да Римини» (Франческа), «Золушка» (Фея), «Дочь Кастилии» (Лауренсия)…

Мне здорово повезло, когда я студентом первого курса ГИТИСа попал на первую практику именно в тот театр, где продолжала танцевать Элеонора Евгеньевна. Это было волшебство, ведь я видел балерину в ее коронных партиях – Актриса («Штраусиана»), Купава («Снегурочка»), Марья («Степан Разин») и, конечно же, Эсмеральда в одноименном балете Пуни. Мало того, я ходил на репетиции «Корсара», которые ставила Нина Гришина. Сидя на прогоне спектакля с Ниной Георгиевной, я неоднократно слышал ее восторженные слова: «Как хороши Власова и Тедеев!»

Когда Одетту – Одиллию в «Лебедином озере» балерина уже не танцевала, она выходила в этом спектакле в испанском танце, и ее выступление всегда встречали продолжительными овациями. Удивительный факт, будучи стопроцентной классической балериной, Власова была неподражаема в характерном танце. Легендой стало «Болеро» Равеля, поставленное для артистки Бурмейстером, хореографическая миниатюра «Испанский мальчик» на народную музыку, сделанные в жанре народно-сценического танца. После смерти Бурмейстера главным балетмейстером театра стал Алексей Чичинадзе. В начале балетной карьеры Власовой он был одним из ее партнеров, а затем поставил с ней ряд спектаклей, которые пользовались неизменным успехом у зрителей. Власова одной из первых классических балерин станцевала в балете, поставленном в стиле танца-модерн и сделала это великолепно. Не случайно во время первых гастролей театра в Париже знаменитая Марта Грэхем (Грэм) хотела, чтобы Власова станцевала главную партию в балете «Федра», а Лоран Пети (Пти) видел ее в роли Эсмеральды в своей хореографической фантазии «Собор Парижской богоматери». Морис Бежар предлагал балерине на выбор такие постановки, как «Весна священная», «Ромео и Джульетта» на музыку Берлиоза, «Свадебку» Стравинского и «Лебедь» по поэме Р.Тагора на традиционную индийскую музыку. Но Власовой запретили и думать об этом…

Увы, век балерины короток. Кажется, пришел опыт, уверенность в своих силах, а пора уходить. И на все возражения, что ей можно еще танцевать и танцевать, Элеонора Евгеньевна неизменно отвечала: «Лучше уйти на год раньше, чем на час позже». Последней партией Власовой на сцене стала Балерина в одноактном балете Юрия Шерлинга «Последняя роль». Впоследствии Э.Власова работала педагогом-репетитором и в России, и за рубежом. Парадокс, но на прошедшем юбилейном спектакле «Эсмеральда» в честь народной артистки РСФСР Элеоноры Власовой вдруг выяснилось, что имеющая государственное почетное звание балерина за всю свою творческую жизнь так и не была награждена не только каким-либо орденом, но и медалью Российской Федерации. Однако Элеонора Евгеньевна не переживает по этому поводу – богиня Терпсихора до сих пор любит ее и никому не даст в обиду.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

От Nautilusa до «Ю-Питера»
Зимний вечер в Сочи
Коротко
Братство двух кассовых лиц
Пореченков участвует в «Марафоне»
Большой экран для Джексона
Форд вступил в «Игру Эндера»
Брэд Питт станет продюсером
Состав Берлинского МКФ определен
Вуди Аллен раскроет свои тайны
Что есть главное, а что – нет?
Они пробуждаются
«Схватка»: Охотник на волков


««« »»»