Магия голоса

Рубрики: [Музыка]  

Помню, как меня удивило, что в разговорах партийной номенклатуры между собой Большой театр (по известной ленинской формулировке – кусок помещичьей культуры) занимал значительно большее место, чем «важнейшее для нас искусство» кино. Эта эстафета была подхвачена и нынешними олигархами, готовыми бесконечно эксплуатировать Анну Нетребко на «корпоративных» концертах.

Я не случайно вспомнил об этом, выступая в несвойственной мне роли конферансье на концерте Владимира Чернова в КЗ им. Чайковского. Представляя публике лучшего баритона современности, я намеренно выступил на стороне демократизации действительно высокого искусства против его монополизации всякого рода доморощенными «элитами».

Дело в том, что божественный голос певца, звучавший на сценах Мариинки, «Ла Скалы», «Ковент-Гардена» и «Метрополитен-оперы», не выдержал мгновенной трансплантации из солнечной Калифорнии в родные осенне-весенне-зимние пенаты, и зал стал свидетелем противоборства воли великого исполнителя и, очевидно, прогрессирующего недомогания. Это многократно усилило драматизм происходящего, одновременно позволив продемонстрировать свое дарование молодой певице Евгении Муравьевой. Поистине хичкоковский «саспенс» довел напряжение аудитории до максимума в их последнем дуэте, все же прозвучавшем во втором отделении концерта. Вокал и драма как бы поменялись местами. Экзальтированная мимика певца стимулировала эмоции зрителей, поскольку в ней прорывалось подлинное страдание. Если тонкости вокала и виртуозность исполнения могли оценить лишь меломаны, то драматизм происходящего почувствовали все, о чем свидетельствовала финальная овация – зал стоя аплодировал и искусству, и мужеству певца. По такой весьма причудливой траектории официоз и корпоратив вырвались именно на родине на просторы общечеловеческой массовой культуры.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания”  №10 (503) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Обратно в Дрезден
DVD-обзор
Сладкая парочка Голливуда


««« »»»