Ёлка – это, несомненно, самое прекрасное, что произошло в нашем шоу-бизнесе за последний год. Причем это не какое-то там чудо-открытие, а настоящее второе рождение, в общем-то, известной певицы, которую мало кто воспринимал всерьез. К ней скорее относились как к прикольному эксперименту рэп-гуру Влада Валова, решившего поиграться в поп-проект.
Все прежние хиты Ёлки были вполне шуточными и далеко за рамки урбан-субкультуры не выходили, хотя все и признавали, что поет она круто. Резкий качественный скачок произошел со сменой менеджмента. У Алены Михайловой и Лианы Меладзе немало успешных подопечных, однако, результаты их сотрудничества с Ёлкой превзошли ожидания довольно быстро. Над «Провансом» посмеивались-посмеивались, а потом обнаружили, что песня волшебным образом покорила и околдовала практически всех. Ей шли на пользу и пародийные перепевки, и обнаруженный факт легкого плагиата. В принципе, этой песни хватило для выхода Ёлки в высшую лигу российского попса: заботливые интервьюеры спрашивали певицу, насколько уютно ей в новой и, возможно, чуждой для нее тусовке, не подозревая, что ее артистические амбиции не ограничиваются рамками определенных жанров.
За «Провансом» последовала «На большом воздушном шаре», пробивавшаяся чуть труднее, но все равно зацепившая в конце концов слушателя, и дуэт с Павлом Волей, давший повод для ироничных заголовков вроде «Ёлка с Волей сняли «Мальчика». Такая обойма хитов уже позволяла певице собрать самые выгодные новогодние корпоративы, однако, Ёлке и этого оказалось мало. Она записала альбом, который мы во второй или третий раз за всю историю рубрики оценили максимальным баллом. По старинке выпущенная на СD, пластинка «Точки расставлены» не просто содержит все востребованные шлягеры, а вдобавок дарит слушателю еще несколько новых. «Около тебя» скоро догонит по ротациям «Прованс», потом, вероятно, пойдет «Мне бы в твои сны…», не исключена также счастливая судьба «Цепей-лент», «Я в печали», «Лавы», далее везде. И это, конечно, потрясающие показатели для певицы, которая не пишет своих песен – зато так выбирает чужие и так их проживает, что некоторым коллегам впору задуматься о смене профессии. Да, и пока выходят такие альбомы – к черту сингловое мышление!
«Точки расставлены» – это не просто переход из одной субкультуры в другую, более массовую; нет, это претензия на всесоюзное господство. Стране скучно без главной певицы: претенденток много, но достойные ушли на пенсию или взяли самоотвод – Ёлка, которую никто не рассматривал в качестве эталона, берет валявшуюся без хозяйки корону заслуженно. Ее, пожалуй, не смутят даже глупые барьеры, все еще стоящие между как бы роком и как бы попсой: музыкальная граница между ними давно стерта, но принадлежность к тому или иному клану по-прежнему важна.
Намедни, заполняя экспертный бюллетень «Чартовой дюжины», я был удивлен, что в списке лучших певиц там отсутствует Ёлка. Женя Любич, Татьяна Зыкина и Светлана Сурганова, значит, у них рок, а вот Ёлка нет, а в песне «Цепи-ленты» вокалистка легко убирает виртуальных лидеров российского женского рока. Вообще же на новом альбоме Ёлка органична в самых разных жанрах, причем везде абсолютно узнаваема. «Бросай» или «Знаки вопроса» не затерялись бы и в репертуаре «ВИА Гры», в «Ездить по правилам» певица отдает дань уважения арэнби, с которого начинала, причем поднимает эту музыку на редкий для российских образцов качественный уровень. Баллада «Около тебя» открывает в Ёлке невероятно глубокую лирическую исполнительницу, а «Лава» демонстрирует ее открытость к инди-экспериментам.
Забавно также наблюдать вовсе не печальную «Я в печали» и «Мне бы в твои сны…» от Анастасии Максимовой, которая почему-то давно не писала хитов для Юли Савичевой. Кстати, большинство главных хитов альбома сочинил автор «Прованса» Егор Солодовников, а всего композиторов было около десяти, не считая классиков, на чьи творения Ёлка сделала кавер-версии. Диско-хит «Sunny» певица превратила в неторопливый фанк, «Суку-любовь» спела очень близко к оригиналу покойного Михея, а в «Ты на свете есть» переиграла бывшую главную певицу страны: не каждый профессионал возьмется исполнять этот шедевр Марка Минкова, да еще и сделает песню лучше канонического варианта.
Не уверен, кстати, что все студийные удачи Ёлке сразу удастся адекватно перенести в сценическое шоу – все же шлейф экстравагантного имиджа может помешать точно воплотить, к примеру, любовную лирику. Но это дело наживное. Девушка растет не только творчески, но и духовно, о чем можно судить, сравнивая ее интервью разных лет. Что еще импонирует в Ёлке – ее нежелание пиариться на скандалах и делиться с публикой подробностями личной жизни. Для главной певицы – очень ценное качество, ведь на нее будут смотреть зрители и равняться коллеги, уже попривыкшие к другим правилам раскрутки. Так, глядишь, и музыка опять станет важнее подсматривания за знаменитостями.
Алексей МАЖАЕВ.