Мастеровой Ее Величества Музыки

Рубрики: [Музыка]  

Италия всегда славилась своими композиторами. XIX век вошел в историю как век итальянской оперы. И некая пустота в оперном репертуаре прошедшего века компенсировалась великой музыкой, написанной для кино. Здесь главным, да простят меня поклонники Эннио Морриконе, был и остается Нино РОТА, чье столетие недавно отметили его поклонники.

Впервые я услышал мелодию композитора с экрана в возрасте девяти лет. Это был один из шедевров Лукино Висконти «Рокко и его братья». Музыка сливалась с экранным изображением города, когда Надя (Анни Жирардо) и Рокко (Ален Делон) едут счастливые по Милану. А в сцене отречения Рокко от возлюбленной уже звучал другой лейтмотив, который заставил меня плакать. Музыкальные темы как итальянских (в разные эпохи), так и американских городов он всегда озвучивал очень точно. Особенно он любил Неаполь. Ведь именно здесь будущий композитор родился сто лет назад. Тринадцатилетним подростком его приняли в Миланскую консерваторию, затем он учился в Риме, консультировался у Игоря Стравинского и Артуро Тосканини. Преподавал в музыкальном лицее в Торонто, но на всю жизнь связал себя с городом Бари, где был директором консерватории.

Нино Рота известен как автор опер, балетов, произведений для оркестра, но мировую славу ему принесла музыка к кинофильмам. Встреча в 1950 году с начинающим кинорежиссером Федерико Феллини круто изменила его жизнь. Он стал автором музыки всех фильмов Феллини, начиная с «Белого шейха» и «Маменькиных сынков» до их последней работы в ленте «Репетиция оркестра» (в 1979 маэстро неожиданно умер). Н.Рота своеобразно описал свое знакомство с режиссером в одном из интервью: «Мы оба в первый же момент поняли, что это событие приведет к важным последствиям. С Федерико я хорошо себя чувствую, пусть даже мы и спорим иногда. Работать с ним очень интересно. Когда он говорит, что весь фильм пойдет под эту мелодию, можете быть уверены, что это – прямое попадание».

И второй великий итальянец – Лукино Висконти украсил музыкой Нино Рота свои восхитительные картины «Белые ночи», «Рокко и его братья», «Леопард». Без Нино Рота картины Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой», масштабный фильм «Ватерлоо» Сергея Бондарчука не имели бы такого зрительского успеха. Да и американец Фрэнсис Форд Коппола, создавший гангстерскую сагу «Крестный отец», навряд ли стал бы небожителем без мелодий этого уникального композитора.

Будучи любим и почитаем многими, Рота вел замкнутую личную жизнь. Для всех он был мастеровым Ее Величества Музыки. Помнится, двадцать лет назад, тогда еще в СССР прошел фестиваль Нино Рота. В Московском Дворце молодежи была развернута выставка, посвященная композитору, на которой посетители смогли увидеть автографы, партитуры, плакаты и фотографии из жизни большого музыканта. А в Колонном зале Дома Союзов в течение двух вечеров звучала его музыка к кинофильмам в исполнении Большого концертного оркестра Гостелерадио СССР, которым дирижировал художественный руководитель коллектива и главный дирижер Мурад Кажлаев. К сожалению, в России нынешней мероприятий такого уровня не случилось. Но музыка Н.Рота востребована до сих пор.

В чем секрет ее популярности? Одним словом тут не ответишь. Яркие, запоминающиеся мелодии, красочные гармонии и оркестровки, опора на классическую традицию, фольклор. Музыка композитора, звучащая с экрана, воспринимается как неотъемлемая ткань кинематографического произведения. Рота обладал удивительным и редким даром – мыслить конкретными музыкальными образами. Его спрашивали: как рождаются ваши удивительные мелодии? Он отвечал:

Не знаю… Они приходят ко мне в голову, я набрасываю их на бумаге, наигрываю на рояле и записываю. Все очень просто, естественно, если, разумеется, я знаю содержание будущего фильма, его настроение, стилистику. И все же я считаю, что качество картины определяется не музыкой. Если в ней сюжет неискренний, неправдивый, художественный уровень низкий, ее и Бетховен не спасет. Может ли ее спасти Нино Рота?

Если музыка, в чем был убежден маэстро, не может «вытянуть» слабое произведение, то она, без всякого сомнения, способна усилить эмоциональное воздействие талантливого кинопроизведения. Он был третьим композитором, но первым европейским музыкантом, получившим премию «Оскар», присуждаемую Американской академией киноискусства за музыку к кинофильмам. Причем, удостаивался этой премии он рекордное количество раз. Американцы завалили бы его золотом, если бы он переселился в Штаты и начал работать на них. Продюсеры закупили бы его музыку на корню, без прослушивания, а он даже не распечатывал их письма. Он вынудил Копполу совершить с десяток путешествий из Лос-Анджелеса в Италию с роликами двух «Крестных отцов», ибо сам Рота путешествовать не любил. Феллини крал у него магнитофонные пленки, так как Нино их частенько терял и приходилось все начинать заново. Он так вспоминал о своем любимом композиторе: «С Нино я мог просиживать целые дни, слушать, как он импровизирует за роялем, пытаясь ухватить мелодию, отшлифовать какую-то музыкальную фразу так, чтобы она наиболее полно отвечала чувствам, настроениям, которые я хочу выразить в том или ином эпизоде. Нино был великим маэстро!».


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Союз дурачков и умников
Синема
Коротко
Влад Листьев. Пристрастный реквием
Финансовые итоги Пола Маккартни
Страна, придуманная Гайдаром
Новинки книжного рынка
Триумфальный парад Дины Дурбин
C.C.Catch уходит со сцены
Альбом фотографий «ЕВА»
Берёт корону заслуженно
DVD-обзор


««« »»»