Юбилей мирового триумфа

Рубрики: [Кино]  

Настоящее кино имеет удивительную способность не стариться. «Чистое небо» Григория Чухрая, безусловно, относится к таким лентам. Здесь сыграли свою роль и режиссерское мастерство, и великолепные актерские работы Нины Дробышевой и Евгения Урбанского.

Картина вышла на экраны нашей страны, называвшейся тогда СССР (Союз Советских Социалистических Республик), пятьдесят лет назад. И сегодня у фильма «Чистое небо» несколько знаменательных дат. Показанная летом 1961 года картина была удостоена Большого приза на II Московском международном кинофестивале, а исполнители главных ролей даже не были включены в состав официальной делегации. Не знаю, как Урбанский, но Дробышева по этому поводу не переживала. У нее и ее мужа Виталия Коняева был медовый месяц – они отдыхали на Рижском взморье. После демонстрации фильма на фестивале шум подняли не только журналисты, но и зарубежные гости кинофорума, которых восхитила игра молодой и никому пока еще не известной актрисы Нины Дробышевой. Разыскать тогда актрису и доставить в Москву, увы, не удалось, но уже к концу лета Дробышева «нашлась», и началось ее сказочное путешествие с «Чистым небом» по всем континентам. Иногда с ней выезжал Убранский, но предельно занятый в театре, Евгений Яковлевич не всегда мог сопровождать свою коллегу, поэтому Дробышева перелетала с материка на материк с «киноведами» в штатском с площади Дзержинского.

Редко выезжал на зарубежные показы и Чухрай. Не любил Григорий Наумович светских приемов. В этом году ему исполнилось бы девяносто лет (он умер в 2001 году), но российская общественность весьма скромно отметила эту дату. А ведь имя классика советского кино не нуждается в особом представлении. Да, в его творческой биографии не так уж много фильмов – «Жили-были старик со старухой», «Трясина», «Жизнь прекрасна», несколько документальных картин, а фильмы «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» навсегда вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа. Но ведь не количеством произведений определятся вклад художника в искусство. Читатели, однако, мало что знают о жизненном и творческом пути мастера. Между тем, прежде чем подступиться к созданию шедевров, Чухрай прошагал трудными дорогами войны, неоднократно был ранен, но высшие силы сохранили жизнь этому красивому старшему лейтенанту воздушно-десантных войск. Григорий Наумович преподавал, руководил экспериментальным объединением на «Мосфильме», вел огромную общественную работу. Не раз приходилось ему вступать в бескомпромиссную борьбу с косностью и рутиной, отстаивая правду и подлинное искусство. Вот лишь один пример.

1963 год, Чухрай – председатель международного жюри  III ММКФ. От Советского Союза в конкурсе участвует очень средний фильм «Знакомьтесь, Балуев». От Чухрая требуют дать «Большой приз» нашей картине. Но он понимает, что не сделать лучшим фильм Федерико Феллини «8 с половиной» – значит уронить престиж и фестиваля, и страны в целом. Ленту Феллини показывают на даче Никите Хрущеву – через десять минут просмотра Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров СССР засыпает… На Чухрая давят из ЦК, давит всесильный министр культуры Екатерина Фурцева… Другой на месте Чухрая пошел бы на компромисс и разделил приз на двоих. Но поддержанный членом жюри Лукино Висконти, председатель жюри вручает главный приз итальянскому мастеру. Как итог такого неповиновения – Григорию Наумовичу выносят строгий выговор с занесением в партийную карточку, устраивают разгон в идеологическом отделе ЦК, режиссер получает инфаркт… Десять лет назад вышла книга воспоминаний Чухрая «Моя война». Это волнующий рассказ режиссера о времени и о себе.

Нина Дробышева встретила начало Великой Отечественной войны совсем крохой в Ленинграде. Но, не зная войны как таковой, актриса сыграла судьбу женщины военного поколения. Она была хороша не только в эпизодах юности героини «Чистого неба» – Сашеньки Львовой, двадцатилетняя актриса потрясающе достоверно сыграла зрелую женщину. Героиня Дробышевой подкупала свежестью и чистотой в сочетании с незыблемой твердостью веры в любовь, в ее силу и возможность победить все невзгоды. Это был образ великой трагической силы.

В начале декабря пятьдесят лет назад Дробышева вместе с Урбанским из Амстердама вылетели в Мексику на Фестиваль фестивалей, где называли лучший фильм мирового кинематографа, лучших актеров всех континентов. Делегация нашей страны добиралась до Мехико около четырех суток, через Лондон – Париж – Мадрид – Кюрасао – Панаму и Гватемалу. В курортный город Акапулько на берегу Тихого океана съехались туристы, кинопродюсеры и мастера экрана из многих стран. Фестиваль проводился с размахом. Советский фильм был заявлен на конец фестивальных просмотров. А до него показали такие ленты, как «Снова до свидания!» с Ингрид Бергман, «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене, «Ночь» Микеланджело Антониони с Жанной Моро и Моникой Витти, «Голый остров» Канэто Синдо… Разумеется, члены советской делегации волновались, но все присутствующие в зале смотрели фильм в напряженной тишине, а когда по его окончании Дробышева и Урбанский поднялись на сцену, овациям не было конца, крики «Браво!» неслись со всех сторон. Триумф был полный.

Но успех фильма определяло жюри, куда входили представители Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Панамы, США и Чили, с которыми хорошо «поработали» представители Голливуда, ведь успех в Акапулько – дело нешуточное, это прокат по всей Латинской Америке. Председатель жюри из США сделал все возможное, чтобы «Чистое небо» осталось без награды. Но он не предполагал, что вручение Н.Дробышевой Диплома за лучшее исполнение женской роли будет воспринято так восторженно. После окончания фестиваля на торжественном вечере радио и телевидения Акапулько объявит Нину Дробышеву королевой фестиваля и назовет лучшей актрисой мира 1961 года. Мало того, Нина Ивановна была увенчана королевской короной инков. Как принято, ею награждали на одни сутки, но королеве были оказаны все необходимые почести: по городу Дробышева передвигалась на золотых носилках, украшенных драгоценными камнями, в честь королевы в океан с семидесятиметровой вышки прыгали самые знаменитые мексиканские пловцы…

А завершился тот триумфальный год первой Неделей советского фильма на Кубе. Восторг у зрителей вызывали все советские ленты: «Коммунист», «Баллада о солдате», «Дом, в котором я живу», «Летят журавли», «Судьба человека», «Неотправленное письмо» и, конечно же, «Чистое небо».


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Шерлок Холмс: продолжение
Новогодняя суета сует
Мудрая задумчивость Кинчева
Новая звезда на небосклоне
Том Круз – спецагент
Коротко
Новинки книжного рынка
Генетическая ностальгия по потерянной идентичности
Маккартни – часть того океана


««« »»»