Воронежский соловей

Рубрики: [Музыка]  

Народная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола Людмила РЮМИНА была первой из исполнителей классической народной музыки, кому Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II предложил спеть в храме Христа Спасителя. Она там до сих пор желанный гость.

Но в конце прошлого года открылся государственный Московский культурный фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой. Значит юбилей – 40-летие творческой деятельности певица будет отмечать в своем доме. А я бы назвал это здание, очень похожее на ярмарочную карусель, Дворцом народной песни.

Искусство Рюминой, лишенное псевдонародности, которую культивируют многие фольклорные коллективы и исполнители, несет в себе лучшие черты национальной исполнительской школы. Она – ярчайшая наследница корифеев русской песни: Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Лидии Руслановой, Ирмы Яунзем и Людмилы Зыкиной

Помню, как увидел Людмилу Георгиевну в Хельсинки лет двадцать пять назад. Окна билетной кассы закрыты, но подле них толпится публика, жаждущая если и не достать лишнего билетика, то хотя бы увидеть эту загадочную русскую певицу – Рюмину. Ярко горят прожектора у подъезда концертного зала, серебрится в воздухе мелкий снежок. До концерта еще полтора часа, но значительная часть публики уже здесь. Ожидание…

Вдруг легкий трепет прошел по толпе, разом все зашептались, зашумели, задвигались, стараясь протиснуться вперед. Рюмина поднялась по ступенькам – высокая, статная, в шубе цвета темного меда с золотым отливом. Улыбнувшись, она сделала шаг по направлению к двери – и тут ей под ноги полетели цветы. Все, что до сего момента пряталось от мороза на груди, под пальто и дубленками – все это посыпалось под ноги нашей певице. Первые цветы того концерта. Но их будет в несколько раз больше. Плотным ковром цветы покроют сцену, и служителям концертного зала придется в спешке сгребать их, чтобы освободить место для букетов от членов кабинета министров Финляндии. Сам президент республики Урхо Калева Кекконен с супругой были в зале и восторженно аплодировали каждой песне. А начала свой концерт Рюмина с песни “Вниз по Волге-реке”, и столько было пронзительной глубины в ее исполнении, что зритель не мог не откликнуться бурными аплодисментами. И так было после каждой песни.

***

Людмила Рюмина родилась в Воронеже, детство проведя в деревне у деда. В этом певучем крае России она навсегда полюбила русскую народную песню. Окончив художественную школу, Людмила работала на комбинате художником-оформителем. Освоение этой специальности позже, а особенно сегодня с открытием фольклорного центра, пригодилось певице для создания эскизов декораций и костюмов, причем не только своих, но и всего танцевального коллектива.

В восемнадцать лет она получает приглашение на работу в ансамбль “Воронежские девчата”. С этим коллективом она объездит весь Советский Союз и десятки стран. Позже Рюмина поступит в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на курс заслуженной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии Валентины Клодниной. Через три года (вместо четырех положенных) она оканчивает училище экстерном. Певица становится солисткой Москонцерта, а параллельно поступает в Институт имени Гнесиных на кафедру народного пения к профессору, народной артистке СССР Нине Мешко.

Приводит в восхищение не только удивительная работоспособность певицы, но и ее тяга к постоянному самосовершенствованию. Так, будучи уже заслуженной артисткой РСФСР, Рюмина приходит к выводу, что исполнение народной песни подразумевает еще и сценическое действо, грамотную режиссерскую и актерскую подачу материала. Она идет в ГИТИС на отделение “режиссура эстрады” в мастерскую блистательного актера Вахтанговского театра Вячеслава Шалевича.

Ни на день не забывая о своем главном музыкальном инструменте – голосе, до сих пор Рюмина берет уроки вокала у замечательного педагога Елены Николаевны Носковой. Благодаря постоянным занятиям она владеет не только народным, но и академическим пением. Это дает ей возможность при исполнении песен делать красивые вокализы в высокой тесситуре. Владея классической школой пения, певица великолепно исполняет романсы, камерные и классические произведения, оперные арии. Именно это сочетание и принесло ей международное признание. Вот как отзывалась парижская “La Monde” о ее концерте в знаменитом зале “Олимпия”: “Посмотрите на эту красивую русскую женщину! Как она будет петь! Как вырвутся из ее груди глубокие стенания ночи. И это уже поет не Людмила Рюмина, а свистит ветер над бескрайними русскими полями, шумит дождь и опускает на землю свое звездное покрывало лунная ночь”. И таких отзывов о гастролях певицы -– сотни.

***

– С новосельем, Людмила Георгиевна!

– Спасибо, дружочек. Потихонечку обживаемся. Открылись недавно, а планов громадье. На это год запланировали премьеры четырнадцати программ: уже показали “Огонек” к Дню защитника Отечества, на Масленицу и 8 марта “Московскую троечку”, а для детворы приготовили представление “Вот так Емеля!”. Сценарий Татьяны Барановой и музыка Андрея Гоптаря имели такой успех у детишек, что мы заказали у этих же авторов продолжение.

– Скажите, дети и молодежь сейчас интересуются народной песней?

– Не только песней, но и народной хореографией. У нас есть хоровые и танцевальные группы. Знаешь, Володя, люди устали от музыкального беспредела, царящего на телевидении. А народная песня душу согревает. Она – как глоток родниковой воды. А какое прекрасное наследие оставили нам советские композиторы – Соловьев-Седой, Богословский, Блантер, Баснер, Пахмутова, Бабаджанян. Потрясают их чарующий мелодизм и очень красивые, добротные тексты.

– Я знаю, что вы верующий человек.

– Россию всегда спасала духовность. Но и это хотят отнять у русского человека. Все телеканалы и экраны кинотеатров заполнены американским ширпотребом. О каком патриотизме может идти речь, когда у юных людей нет положительных примеров и приоритетов?

– Но свет в конце тоннеля все-таки есть?

– Вся надежда на народную мудрость и на православие. Мы подготовили программу из произведений русской духовной музыки. Думаю, у нее будет свой слушатель. 29 апреля покажем новую программу “Светлый праздник”, посвященную Пасхальной неделе.

– И последний вопрос. Как вы относитесь к тому, что вас часто называют воронежским соловьем?

– Вообще-то есть известное всем понятие “курский соловей”. Но эта птичка гнездится фактически по всей России. В Москве тоже можно услышать соловьев. И в Воронеже они есть. Я не против такого красивого сравнения.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DVD-обзор
Русский национализм
Несостоявшийся адреналин
Пасха Пасхе рознь


««« »»»