Из Сибири с любовью

Опыт небольшого городка в Восточной Сибири – центра региона, где добывается 60% всей российской нефти, мне кажется весьма поучительным. Побывав здесь во второй раз (первый визит состоялся два-три года тому назад), я впервые наглядно убедился, что нефтедоллары не только развращают наши славные элиты, но могут и оставлять что-то после себя.

После первого международного кинофестиваля «Дух огня» здесь специально для проведения смотра кинодебютов, а затем и многого другого построили Концертно-театральный центр «Югра-Классик», в то время как в Москве вот уже почти десятилетие не могут воздвигнуть фестивальный центр для Московского международного кинофестиваля.

Провожу мастер-класс по проблемам культуры со студентами Югорского государственного университета. Какой контраст с обшарпанными аудиториями гуманитарного корпуса МГУ! Но тут обнаруживаются и первые противоречия.

В новом здании в Ханты-Мансийске созданы, казалось бы, все условия для учебы, но вот незадача, – говорит проректор по работе со студентами, – многие числятся, а учиться не хотят.

Обратная сторона медали обеспеченности – на всем готовом процветает иждивенчество.

Как же выйти из положения? 80% студентов – иногородние. Культурная жизнь города существует и для них тоже (а возможно, для них – в первую очередь). Один перечень событий художественной жизни этой неожиданной интеллектуальной столицы Севера и Восточной Сибири меня, как стороннего наблюдателя, безусловно, впечатляет.

Помимо «Духа огня», здесь проводятся театральный фестиваль «Чайка», международный фестиваль финно-угорских народов, экологический фестиваль «Спасти и сохранить», международный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Золотой бубен», международный музыкальный фестиваль «Югра»… И все же коллеги-преподаватели жалуются – мероприятий и гостей слишком много, за всем не поспеть, и внимание студентов распыляется. Нет добра без худа.

Не менее противоречива и ситуация с культурой коренных жителей, малых угорских народов Севера. С одной стороны, в округе уделяется большое внимание и сохранению самобытной культуры ханты и манси. Работают шесть центров ремесел, два дома национального творчества, девять центров национальных культур, Фонд поддержки и развития народных художественных промыслов, в состав которого входит Галерея народного искусства. В 2002 году в Ханты-Мансийске был создан Театр обско-угорских народов.

С другой стороны, все это становится не столько частью живой культуры, сколько аттракционом для туристов, привычным пунктом отчетности о сделанном. Полагаю, что во время проведенного здесь слета финно-угорских народов исконная культура отвоевала свои права, но в промежутке между официальными мероприятиями она опять становится экзотикой.

Противоречия можно обнаружить и в уникальной коллекции местной картинной галереи. Рассказывают, что во время визита Бориса Ельцина в Ханты-Мансийск в год распада СССР местное руководство обещало использовать нефтедоллары на закупку за рубежом шедевров отечественного искусства при том условии, что они останутся в местном музее. Откуда и коллекция. Но – утверждают злые языки – столичные эксперты нередко вводят доброхотов в заблуждение: не все то золото, что блестит.

И тут мерещится зловещая «рука Москвы», похищающая несметные богатства и превращающая драгоценности в прах. Иначе откуда бы взяться сообщениям в местной печати о грядущем значительном дефиците городского бюджета? Только вот боюсь, что перекачиваемые в центр средства мы не сможем столь наглядно идентифицировать в культурной жизни страны, как это легко сделать в Ханты-Мансийске.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №08 (501) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Джейсон снова стал папой
Шагистика для звезд
Многоликая Бэтт
Погоревшее движение


««« »»»