Многоликая Бэтт

В годы Второй мировой войны в Голливуде “взорвалась бомба”. За всю историю американского кино, вплоть до сегодняшнего дня такое случилось только однажды – президентом Американской академии киноискусства стала женщина. И не просто женщина, а великая актриса, обладательница двух “Оскаров”, бескомпромиссный человек Бэтт ДЭВИС, чье столетие со дня рождения отмечается этой весной.

Рут Элизабет Дейвис, таково настоящее имя актрисы, родилась, 5 апреля 1908 года в небольшом городишке Лоуэлле. Двадцатилетней девушкой пришла Дэвис в американский кинематограф. К этому времени она уже успела окончить драматическую школу в Нью-Йорке и там же выступить на театральной сцене, имея грандиозный успех.

Талантливой бродвейской актрисой сразу же заинтересовался Голливуд, но первая кинопроба прошла неудачно: сочли, что ее внешность недостаточно хороша для кино. А дело было в том, что живая и непосредственная Бэтт каждую минуту меняла свою мимику согласно предложенному сценарному материалу. Ее лицо не подходило под стандарт голливудских красавиц, и ей отказали в съемке. Однако это не обескуражило дебютантку. И вот наконец в 1930 году актриса появилась в фильме Х.Хенли “Дурная сестра”, где играла не героиню, а ее скромную родственницу. Но по-настоящему успешной стала лишь седьмая картина – “Человек, который играл Бога”.

Наиболее интересной из картин Бэтт первого периода была “Хижина в хлопчатнике” (1932), которая шла в СССР в 30-е годы под названием “Предательство Марвина Блейка”. И хотя здесь она играла легкомысленную дочку богатого плантатора – вульгарную девицу со стандартным набором средств для соблазнения, то тут, то там проскальзывали нотки искренности, человечности, чего-то своего. Успехом стало и исполнение роли Милдред в экранизации романа Сомерсета Моэма “Бремя страстей человеческих” (1934). Актриса показала в этом фильме не просто англичанку, а представительницу колоритного слоя лондонцев-кокни с их едким юмором и своеобразным диалектом. Нарушив голливудские каноны, Дэвис не побоялась появиться на экране некрасивой, плохо одетой, вульгарной, умирающей от туберкулеза в грязной комнатушке. За исполнение этой роли Бэтт номинировалась на “Оскара”, но получила награду лишь год спустя за фильм “Опасная” (1935), где ее героиня – актриса – пожертвовала любовью ради милосердия.

Второго “Оскара” ей вручили три года спустя за фильм “Иезавель” У.Уайлера, в котором она убедительно показала трансформацию характера героини от непомерной гордыни до полной покорности любящей женщины. В этой роли особенно ясно видны главные козыри актерского дарования Бэтт, которая слову предпочитала движение, жест, выразительность фигуры. Умение держаться, вести себя, двигаться, носить одежду сделали в общем-то не очень красивую (это не Грета Гарбо и не Марлен Дитрих) актрису с круглым лицом и глазами чуть навыкате ослепительной красавицей. Съемки картины были трудными. Партнер Дэвис в “Иезавели”, Генри Фонда, ждал появления своего первенца – будущую звезду Джейн Фонда – и постоянно отлучался со съемочной площадки, нервничал и просто игнорировал Бэтт. Она это запомнила, и в 1971 году, вручая Джейн “Оскара” за фильм “Клют”, полушутя, полусерьезно высказала свое “фи” дочери Генри.

Следующей победой актрисы стала роль Реджины Гидденс в фильме У.Уайлера “Лисички” по одноименной пьесе Лилиан Хеллман. Это своего рода американский вариант драмы Горького “Васса Железнова”. Правда, у Алексея Максимовича Васса умирает, потому что ее смерть для него была символом гибели целого класса. А в Америке этот класс крепчал, и живучесть Реджины была обусловлена самой жизнью в Штатах. Картина имела грандиозный успех. И не только художественный, но и коммерческий. На волне этого успеха Бэтт избирают президентом Американской академии киноискусства. Гражданский талант, открытая определенность политических симпатий всегда заставляли даже недругов относиться к ней с большим уважением. Когда в Голливуде были сильны антирузвельтовские настроения, она открыто призывала избрать его на третий срок.

В 1943 году она сыграла в антифашистской ленте “Вахта на Рейне”. Бэтт понимала, что картина не принесет ей новых актерских лавров, но сама тема ее волновала, и чтобы привлечь внимание зрителей к фильму – а имя Дэвис этому способствовало – она согласилась сниматься.

Она была одним из инициаторов проведения первой декады советских фильмов в США, приурочив ее к победе Красной Армии в Сталинградской битве. Вместе с Рузвельтом она несколько раз смотрела “Радугу” Марка Донского. А потом этот фильм шел одновременно в полуторатысяче американских кинотеатров. Сегодня в это трудно поверить, но, как говорится, слов из песни не выкинешь. На той же декаде демонстрировался фильм “Она защищает Родину”, правда, под названием “Товарищ П.”. Высшей похвалой было то, что самые солидные американские издания назвали исполнительницу главной роли картины Веру Марецкую – “русской Бэтт Дэвис”.

Актриса подружилась с советской киноделегацией. Возглавлявший ее режиссер Михаил Калатозов (“Летят журавли”, “Красная палатка”) все пытался споить Бэтт армянским коньяком. Дэвис держалась стойко и, кроме бокала сухого красного вина, ничего себе не позволила. Да и вообще она всегда отказывалась от спиртного, но курила по-черному. Это ее сблизило с Анной Маньяни, когда та приехала на съемки в Голливуд. Но не только это, а больше всего их совпавшие взгляды в вопросе о назначении искусства.

Дэвис всегда была сторонницей реализма, не боялась быть некрасивой и даже жалкой. В 1955 году, играя английскую королеву Елизавету I в фильме “Королева-девственница”, она решила показаться на экране – о ужас! – с наголо обритой головой! Такое может позволить себе только настоящая актриса.

А вот в личной жизни Бэтт не везло. Первый брак распался. Второй муж погиб, а третий бросил ее, когда она родила дочь. Он женился на няньке собственной дочери и заставил Бэтт платить ему алименты – случай беспрецедентный даже для видавшего виды Голливуда. Но когда на семейном фронте все рушилось, в профессии все было о’кей. На экраны вышла лента Джозефа Манкевича “Все о Еве”, где Дэвис гениально сыграла стареющую актрису Марго Чэннинг. На съемках этого фильма она познакомилась с актером Гэри Мэррилом. Он был гораздо моложе ее, но они поженились. В 1952 году вместе с ним и тремя детьми (еще двух – мальчика и девочку – она взяла на воспитание из приюта) она покинула Голливуд. Актриса много играла на сценах театров Нью-Йорка, Чикаго и Детройта и изредка снималась в кино. Но семейная жизнь не заладилась снова – Гэри любил не Рут Элизабет, а звезду Бэтт Дэвис. Они расстались.

Актриса перешла на возрастные роли, а последние двадцать лет жизни больше снималась на телевидении, где получила за работу рекордное количество премии “Эмми”. Мало того, она открыла в себе комедийный талант, снявшись в Италии в картине “Игра в карты по-научному”. Ей вообще нравилась Европа с ее многовековой культурой. И она с удовольствием играла крошечные роли, как это было, например, в английском фильме “Смерть на Ниле”. И скончалась великая американка в небольшом французском городке Ньюили, что на реке Сена 6 октября 1989 года. Но уйдя в мир теней, она навсегда осталась в истории мирового кино “Многоликой Бэтт”.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Джейсон снова стал папой
Из Сибири с любовью
Шагистика для звезд
Погоревшее движение


««« »»»