Есть только миг между прошлым и будущим…

Рубрики: [Музыка]  [Разное]  [Шоу-биз]  

Леонид ДербеневОн, несмотря на свою известность, не был человеком «тусовки». Скорее, был нелюдимом. Общался по делу и с теми, кого любил и уважал. С незнакомыми людьми был не слишком приветлив и даже колок. Встретить его на каких либо светских раутах, где под телекамерами так любит мелькать весь наш шоубиз, Леонида Петровича Дербенева, было практически, невозможно. Можно теперь только жалеть об этом, по крупицам собирая документы, фотографии и видеоряд к предстоящему юбилею Мастера. Такое определение – отнюдь не дань круглой дате, 80-летию поэта. Все те, кто любит и ценит настоящую хорошую и что важно – умную песню, безошибочно узнает среди безмозглой попсы, заполонившей эфир и концертные площадки, песни на стихи Дербенева.

Наверное, благодаря этим и еще десяткам других его произведений, люди до сих пор имеют возможность для своеобразного диализа ушей и мозга, ценят эти песни за то, что они позволяют окончательно не потерять нравственные и вкусовые ориентиры среди потока поделок уровня «стасомихайловских шедевров».

Есть знаковые атрибуты, именно атрибуты, а не аксессуары времени. Они могут быть связаны с какими-либо социальными потрясениями, научными и технологическими прорывами, явлениями в литературе и искусстве, а для каждого отдельного человека – событиями в его собственной жизни. Не знаю, у кого как, но у меня они очень ярко ассоциируютя с песнями. Под эту – ты пошел в школу, под другую – в армию, а эта – была спутницей первых свиданий, романтических, незабываемых дней, потом она звучала на свадьбе, ее ты напевал своим засыпающим детям, а они потом – своим и так через годы… И если перелистать память, многие из этих песен, их смысловая основа вышли из-под пера этого замечательного скромного человека. Его любили, наши самые известные композиторы и звезды эстрады и становились в очередь за его стихами. Но при всем, этом, жизнь поэта была, отнюдь не пряничной.

Песни Леонида Дербенева распевала вся огромная страна от Львова до Курил, а вот Союз советских писателей, под завязку набитый национальными «пысьменныками» различного пошиба, так и не снизошел до того, чтобы принять его в свои ряды. Как, впрочем, и Высоцкого, многих других, как показало время, настоящих поэтов. А оно – главный судья. И только время умеет беспристрастно отделять зерна от плевел. Тех самых, что, благодаря закулисным усилиям, промоушном по-нынешнему говоря, бесконечно долбят в наши головы из всех звукопроизводящих приборов. Наверное, особая ценность и значимость поэта, который пишет песни в том, что его слова, становясь крылатыми, не только звучат из уст певцов, песни эти можно назвать директивами жизни. При условии, что они освящены настоящим, большим талантом. Таким, каким был наделен Леонид Дербенев. И он сполна отработал этот божий дар. Оставил нам песни, ставшие знаковыми. Начиная с первой легендарной «Лучший город земли», с Арно Бабаджаняном, спетой юным Муслимом Магомаевым до «Есть только миг» Александра Зацепина, столь мудро ответившей на извечный вопрос о смысле бытия. И спасибо ему за это. Дербенев написал несколько сотен прекрасных песен и более двух тысяч замечательных стихотворений.

«Тень разрывая, день новый встает,

И для меня нет другого ответа:

Ради меня время пущено в ход

И существует Вселенная эта.

Пусть возражает унылый педант

И всевозможными фактами вертит,

Я никому ни за что не отдам

Мой ослепительный шанс на бессмертье.»

Я помню слова одного из немногих умных и политкорректных наших звездных исполнителей, адресованные Леониду Петровичу «Мы, не всегда бываем благодарными, хотя должны в ноги кланяться вам, поэтам, пишущим хорошие стихи для наших песен. Благодаря им, нас народ – за умных держит. Потому что поем, произносим слова, придуманные вами…»

Все, наверное, помнят, что Алла Пугачева победила на конкурсе в Сопоте. Но мало кто знает про то, что на самом деле там победила голландская группа, а главный приз в конкурсе песен достался не певице, а песне “Все могут короли” в ее исполнении. То есть, он принадлежал не Пугачевой, а авторам песни – поэту Леониду Дербеневу и композитору Борису Рычкову. Приз сопровождался немалой по тем временам денежной премией, которой Пугачева оставила себе.

Мне посчастливилось пообщаться с Леонидом Петровичем на «Песне года», когда он заметил мою песню «У меня нет жены», ставшую лауреатом и похвалил ее. А в импровизированном мастер-классе, образовавшемся за кулисами, сказал очень важные слова молодым коллегам.

«Песня, ее слова должны, – говорил тогда Леонид Петрович, – что называется, попасть человеку «в пупок», заставить его вздрогнуть и задуматься. То есть, надо обозначить коротко и емко в нескольких строках то, что может зацепить, взволновать каждого. Вот вам простая история. У нас в стране тысячи и тысячи разведенцев. А слова «А жена, что жена? Место жительство сына…» двумя строчками отобразила ситуацию, которая сегодня, к сожалению – трагические реалии нашей жизни. И потому она срезонировала, тронула людей. «Кровь-любовь» и прочая «галантерея», которую с неутихающим аппетитом пережевывают многие наши бездарные рукоделы-текстовики, вряд ли тронет сколько-нибудь думающих людей И писать нам нужно в первую очередь для них. Чтобы люди эти могли быть не только благодарными слушателями, но и проводниками всего того, что можно назвать словом искусство…»

В свое время «Литературка», ее главный редактор Ю. Поляков обратились к наболевшей теме в статье « Песней по жизни», потом газета выступила с целым рядом материалов и отзывов читателей, касающихся того, что называется стихопесенным творчеством. В дополнение к предметному разбору многих нынешних «шедевров», терзающих наши уши и души, во многом потому, что за наши «новодемократические» годы, как ненужный советский атавизм, практически, ликвидирован институт песенной редактуры, хотелось бы добавить, что все лучшее и доброе создается на великих примерах. Таковыми, безусловно, были жизнь и творчество замечательного человека и талантливого поэта Леонида Дербенева. И если вся русская литература 19-го века, как было сказано, вышла из гоголевской «Шинели», то наше песенное творчество конца 20-го века, его лучшие образцы родились под счастливой звездой, носящей имя Леонида Петровича Дербенева.

Друзья и коллеги поэта, поклонники его таланта, звезды российской эстрады соберутся 23 ноября в Государственном Кремлевском дворце, чтобы снова вспомнить замечательные песни Мастера, без которых уже невозможно представить ни жизнь, ни культуру великой страны, которую он так любил и завещал в своих предсмертных строках «Живи страна, ненаглядная моя Россия!»


Владимир Попков

Закончил журфак МГУ, пишет стихи, прозу. Печатается в "Литературной газете", "МК", "Мосправде", "Новом взгляде", "Собеседнике" др. изданиях. Лауреат телеконкурса "С песней по жизни" и телефестиваля "Песня года". Автор сборника стихов и песен "Апрельский человек" и прозы "Подоконник". Член Союза журналистов, Комитета московских литераторов.

Оставьте комментарий



««« »»»