Настоящее серьезное кино

Специальный приз жюри XIX фестиваля Российского кино «Окно в Европу»-2011» за владение кинематографическими профессиями достался сценаристу и режиссеру фильма «Дом» Олегу Погодину. Картина вышла в прокат.

Меня долгие годы доставала одна мысль: о разобщенности русских, о том, что среди русских слабеют семейные, родственные связи… – вспоминает режиссер. – Я думал о том, что жестокость и насилие в наших семьях, как средство воздействия друг на друга, почитаются больше всего. А любовь – она закопана где-то глубоко под всем этим. Под окриками, оплеухами, гнетом. Иной раз ее и раскопать-то не удается. Нужен такой специальный, очень сильный микроскоп, в который эту любовь можно рассмотреть. Или смерть, которая мгновенно обнажает истинность чувств людей.

В основе сюжета лежит не просто русская семья, а соответствующая классическим народным представлениям о том, какой она должна быть. Во-первых, большой. Семеро по лавкам – это как минимум. Мать (Лариса Малеванная) – святая, которая любит всех без разбора и пашет, как три коня от зари до заката. Отец Богдан Ступка, соответственно – деспот, держит всех за горло железной рукой и способствует, как он считает, укреплению мощи и единства своего улья. На деле же, никакого единства в доме нет. Многочисленные дети, многие из которых уже обзавелись собственной семьей, ненавидят папу и друг друга. Маму может кто и любит, но не более, чем можно любить милую безмозглую животную, которая просто всегда виляет хвостом и всем радуется. Нормальная женщина, глядя на беспредел, творящийся по воле мужа, сбежала бы от него еще с первым ребенком. Хоть одного спасла бы. Не говоря уже о том, чтобы рожать от него целую толпу.

Если смотреть издалека на ухоженный домик, одиноко стоящий посреди донских степей, то открывающийся вид вызывает умиление и желание непременно вернуться сюда с хорошей зеркалкой. Если подойти к дому поближе, можно также заметить, что живут хозяева неплохо. Занавески, скатерти стирают, запасы дров и продовольствия имеют. Однако стоит хотя бы раз заглянуть за эти занавески, картина предстанет абсолютно в противоположном свете. В такой вот дом возвращается старший сын Виктор (Сергей Гармаш) после 25-летнего отсутствия. За это время он успел натворить подвигов, отсидеть за них и стать большим криминальным авторитетом. За одним огромным столом ему предстоит встретиться взглядом с самыми разными людьми. Одни смотрят на него с восторгом, другие со страхом, третьи с ненавистью и отвращением… Только мать смотрит на всех одинаково. У нее одна задача в жизни – обласкать всех и накормить. А потом «пусть убивають друг друга на здоровьице». Бог им в помощь!

Несмотря на то, что образы жителей Дома, конечно, утрированы, если не сказать карикатурны, психологическая драма удалась. Ощущение гнетущего ужаса наступает с первых кадров, хотя ничего собственно ужасного не происходит. Вопреки ожиданиям фильм совсем не похож на боевик. Нет никакого намека на традиционное противостояние «плохих» и «хороших». Все плохи по-своему, по-своему хороши, а счастья нет. Все очень сложно и одновременно просто. Придуманная история почему-то кажется очень настоящей. В кратких диалогах и молчаливых сценах сталкивается множество жизненных философий. Противопоставляются суждения с позиции силы и слабости, со стороны свободной личности и рабской, город против деревни, крестьянин против интеллигенции… При желании, понять можно всех, но ужас в том, что все они «против» и все несчастливы. Остается только задуматься над самой бессмысленной фразой старшего брата, которую только и можно было произнести на таком мрачном фоне: «Любить – оно нужно…». Кого любить? Кому нужно? Вот нужно и все! Что-то в этом есть такое… российское. Настоящее серьезное кино с хорошими актерами и качественным текстом. Хоть и грустно на все это смотреть.


Александра Лайт

Дизайнер, фотограф, журналист.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Король оперной сцены
Два Константина: Кинчев & Эрнст
Мне не стыдно за своих выпускников
Похищение сказочного текста
Ядерный Биншток
Мушкетеры в угоду зрителю
Коротко


««« »»»