Зрачками внутрь

Рубрики: [Рецензия]  

Предлагаем читателям «МП» ознакомиться с рецензией, опубликованной в «Литературной газете» №40 (http://www.lgz.ru/article/17359).

Евгений Ю. Додолев. «Взгляд» – битлы перестройки. – М.: Издательство «ООО «Издательство «Зебра Е», Издательство «Зелёная лампа», 2011.

Эта книга мне так понравилась, что захотелось написать о ней книгу. О том времени, которому она посвящена. Уже много написано, но ещё одну. Вдохновил автор.

Первое, что вдохновляет: произведение Евгения Додолева пропитано любовью.

К тем людям, которые друг друга не любили. Но каждый из которых был-есть достоин любви. И ненависти. И зависти, иногда и презрения. И скорби.

Она прошита страстным желанием рассказать правду.

Крайне субъективна, а получилась объективной. Каждый найдёт в её многих слоях свой «взгляд». Скрытые слёзы ностальгии, надежду, неприятие, осмысление феномена эпохи гласности… Она о «Взгляде», о «ВиДе», о смерти Влада, о возможности возрождения «Взгляда», о тех, кто программу замышлял, готовил, делал, запрещал.

О людях, которыми пользовались и которые пользовались…

Да, скверная полиграфия издания, строчки неравномерные, скачут, странно для нашего времени – или на книжной ярмарке нам достался бракованный экземпляр?.. Но замечательно предисловие Михаила Леонтьева, спровоцированного книгой на парадоксально саморазоблачительное слово о журналистике и ТВ. Честное слово. Как и всё творение Додолева, состоящее из своих и чужих (даже блогерских) мнений, воспоминаний, многочисленных интервью… Продёрнутое самшитовым корнем Никитского ботанического сада воспоминание о ялтинских залётах конца 80-х, когда чёрт-те что вытворяли советские мажоры Константин Эрнст, Александр Любимов, Андрей Макаревич, Сергей Толстиков, а также Наталья Негода (они вместе с автором этой богато иллюстрированной книге на фото)… Вот откуда «ноги растут» песенки «В Никитском ботаническом саду…», и многих телепрограмм, и звёзд постперестроечного ТВ.

Кто-то вырос из этого чудесного номенклатурного детсада в начальники, кто-то в разной степени дальности отодвинут от ТВ, как Сергей Ломакин, Александр Политковский, Владимир Мукусев, ставший благодаря своей бескомпромиссной позиции и, может быть, профессиональной гордыне одним из самых задвинутых тележурналистов России, но благодаря цитируемым интервью – одним из главных соавторов книги…

К тем из её героев, к которым я хорошо относился, хуже относиться не стал, к кому плохо – стал относиться несколько лучше. То есть с пониманием. Это удивительное достижение автора.

В оборот вернулось много неизвестных или забытых фактов. Например, то, что родителями программы были Анатолий Лысенко и тогдашний начальник «Молодёжки» Эдуард Сагалаев, знали все, но то, что первые выпуски «рожали» Кира Прошутинская и Анатолий Малкин, – нет. Листьев тоже мог, как Любимов, Политковский и Мукусев, стать народным депутатом, но напился и на решающее собрание не пришёл – сторонился политики. Ещё: как-то ведущим «Взгляда» был Александр Масляков. На пост генерального директора ОРТ Березовский выбрал Влада, так как из всех кандидатов у него у единственного был титульный пятый пункт… Могу добавить любопытный для переиздания книги факт, услышанный мною от одного из родоначальников «Взгляда». Когда у программы были самые сложные времена, Владимира Познера попросили о поддержке и предложили роль «обогревателя», то есть одного из старших соведущих «Взгляда», но он с гневом отказался от участия в «антисоветской программе».

«Взгляд» стал одним из орудий развала СССР – и эта тема не обойдена в книге. Говорится о КГБ как об «авторе проекта», меньше – о члене горбачёвского политбюро Александре Николаевиче Яковлеве, который в своих воспоминаниях о борьбе с коммунизмом писал крайне откровенно. Большие дяди рулили, а тут наивные репортёры-романтики вроде Политковского жизнью рискуют, чтобы правду донести до зрителя…

И о деньгах, которые изнутри разрушили «Взгляд» раньше, чем пал СССР. «Я должен променять это (пачка $$$ в руках Влада) на Сибирь?» – спрашивал Листьев в воспоминаниях Мукусева, предлагавшего своему ученику возродить «Взгляд» в Новосибирске. Влад выбрал $$$. Они его и погубили. Убили не журналиста, а бизнесмена.

Взглядовцы Иван Демидов и Константин Эрнст, возможно, потому, что они действующие большие начальники, в книге не бичуются, весь негатив достался Любимову. Ещё больше – Парфёнову… Но тем не менее объективная картина чудесным образом складывается, про всех всё-всё понятно.

По поводу Леонида Геннадиевича я получил в книге долгожданное подтверждение тому, что опубликовано в «ЛГ» в связи с вручением ему премии Листьева…

Много нелицеприятного… Но больше всего, повторяю, в книге любви. Ненависть изживается.

Об убитом Владе Листьеве, об умершем Андрее Разбаше, об их вдове… Чувствую, что от отклика-рецензии начинаю скатываться к пиару.

И правда, хочется, чтобы эту изданную совсем небольшим тиражом книжку прочитали. В первую очередь журналисты. Молодые. Чтобы у них не было иллюзий по поводу истории «Взгляда». Чтобы иллюзии, касающиеся профессионализма, честности, любви и верности, держались как можно дольше…

А Евгению Додолеву, переходя на его же, совсем не обязательный для произведения сленг, – респект & уважуха.

Александр КОНДРАШОВ.

ОБ АВТОРЕ: Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела «ТелевЕдение», один из самых известных «телеведов» России. Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Блока, Булгакова, Маяковского, Пастернака, Толстого, Шукшина… В 37 лет начал писать сам. Первые публикации – в «Литературной газете» (также печатался в других изданиях: «Независимая газета», «Век», МК, «Огонёк», «Крестьянка», «Космополитен», «Новая юность»…). Работал редактором в журналах «Новый крокодил» и «Русский предприниматель». Лауреат премии «Золотой телёнок» (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор двух книг: сборника рассказов «Театральный Декамерон» (ЭКСМО) и романа «Первый любовник» (АСТ). Виктор Шендерович отмечал: «Александр Кондрашов владеет искусством разворачивать характеры во времени… Кондрашовские диалоги проверены на слух; как артист он проверяет на себе психологические повороты персонажей — и чего нельзя сыграть, того не пишет. Сильная фантазия, знание законов композиции и крепкая писательская рука дают на выходе читательский интерес (по крайней мере, мой)… Прибавьте к этому умение писать смешно; я написал «умение»? Не верьте. Этому нельзя научиться. Это от бога: либо есть, либо нет. У Кондрашова есть».

«Битлы перестройки»

Первое издание книги «Битлы перестройки» было приурочено к началу 24-й Московской международной книжной выставки-ярмарки. Автор адресовал свою работу нишевой аудитории: телевизионщикам, студентам журфаков и тем фанатам проекта, которые по-прежнему интересуются закулистем культовой передачи. Однако тираж разошелся буквально за несколько недель и книга стала дефицитом. Поэтому издательство выпустило второе издание (с новой обложкой), которое было представлено на 13-й международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction: «non/ficton давно стала местом общения профессионалов – пространством для заключения договоров и установления прямых контактов между авторами, издателями, книготорговцами, литературными критиками, агентами и переводчиками из России и стран Европы».

Вместо постскриптума

В ближайшее время в разных российских издательствах выйдут несколько новых книг Евгения Ю. Додолева.

«Узбекское дело Галины Брежневой»

В книге рассказывается о Галине Леонидовне Брежневой, ее жизни и смерти, ее друзьях & врагах, родителях + мужьях. Особенно подробно о втором супруге дочери Пятизвездного Генерального секретаря – первом заместителе министра внутренних дел СССР Юрии Михайловиче Чурбанове. И об уголовном деле, которое привело последнего на скамью подсудимых и фигурантом которого была героиня повествования.

Книга основана на материалах закрытого уголовного дела, беседах с персонажами и воспоминаниях автора, который был единственным отечественным журналистом, сумевшим записать телевизионное интервью с Галиной Брежневой. Кроме того, автор провел неделю с спецзоне № 13, снимая документальный фильм для ныне покойного режиссера Марка Авербуха: репортаж об этом визите в «элитную зону», где отбывал наказание Чурбанов, лег в основу одной из глав книги. В записках Додолева развеиваются мифы о масштабе бриллиантовых афер авантюриста-спекулянта Бориса Буряца и якобы незаконных методах спецбригады Генеральной прокуратуры СССР под руководством Тельмана Гдляна & Николая Иванова. Автор – единственный советский журналист, аккредитованный при группе Гдляна, вместе с которым в самом начале 90-х написал первые в СССР книги о брежневской коррупции «Пирамида-1» и «Мафия времен беззакония». Книга иллюстрирована фотографиями из домашних архивов и уголовного дела.

«Лимониана, или Неизвестный Лимонов»

В книге рассказывается об обстоятельствах возвращения эмигранта-маргинала Эдуарда Лимонова на свою Родину в начале 90-х. Публикуются неизвестные труды «антисоветского» (© Андропов) писателя, статьи и интервью его соратников (Натальи Медведевой, Ярослава Могутина + Александра Дугина), которые они готовили для проекта «Новый Взгляд», придуманного автором книги. Здесь же напечатаны и колонки Лимонова, из-за которых власти пытались возбуждать уголовные дела – и в отношении автора книги, и в отношении ее объекта. В книгу включены письма Лимонова автору и материалы, написанные писателем по заказу автора (ранее не издававшиеся).

«Влад Листьев. Пристрастный реквием… или 12 мифов о «Взгляде»

Из предисловия Кирилла Разлогова: «Предлагаемая вниманию читателя книга – явление по-своему уникальное, поскольку она сочетает в себе несколько проекций того (или, следуя объекту описания и анализа, – несколько взглядов на то), что происходило, казалось бы, в совсем недавнем прошлом и у всех в памяти, однако, представляется каждому со своей позиции, нередко противоречащей другим. Евгений Додолев – непосредственный участник программы «Взгляд», о которой он пишет со страстной заинтересованностью. И все же он строит свою книгу не как поток личных воспоминаний, а скорее как конструктор-аналитик: автор-составитель монтирует разные куски истории, разные фрагменты, мифы, интервью, которые, каждое по-своему, проливает свет на какой-то небольшой фрагмент этой весьма поучительной, хотя и достаточно короткой истории, и стремится найти в этом своеобразном калейдоскопе определенные силовые поля, которые так или иначе представляются ему важными».

«Московские проститутки или Жрицы ночной охоты»

О нравах путан (валютных проституток брежневской эпохи), связи советских жриц любви с КГБ СССР и первых публикациях на эту тему в отечественной периодике рассказывает автор этих публикаций Евгений Ю. Додолев. Эти сенсационные очерки — «Ночные охотницы»  и «Белый танец»  — вывели «Московский комсомолец» на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордный уровень. Как следствие, 29 мая 1987 года в Административный кодекс СССР была внесена статья 164-2, карающая за занятие проституцией штрафом в 100 рублей (в то время — месячная зарплата низкоквалифицированного рабочего). Аналогичная статья сохранилась и в современном законодательстве. В книге приводятся данные из современных закрытых исследований, авторская классификация отечественных проституток и клиентов.

«Насравший в вечность или Неизвестный Градский»

Заметки основаны на беседах с «отцом советского рок-н-ролла» Александром Градским пристрастного автора, которого певец называет своим другом и вместе с которым путешествовал по Средиземноморью и США в 90-х. Александр Борисович Градский предстает здесь более ироничным и остроумным персонажем, нежели обычно; его книжный образ отличается от привычного имиджа, знакомого лояльным поклонникам. Приводится не вполне хрестоматийная трактовка карьерного взлета композитора («Романс о влюбленных»), публикуются ранее не издававшиеся очерки самого Градского и дается слово его родным и близким: бывшей жене Ольге Семеновне и детям – Даниилу и Марии. Книга иллюстрирована фотографиями из домашнего архива гения.

«Семь скандалов нашего ТВ»

В этой книге рассказано о семи эпизодах отечественной теле-индустрии, которые обсуждались не только в российской прессе, но и зарубежными телевизионщиками.

Самострел Александра Невзорова, автора ленинградской передачи «600 секунд», 1990 год.

Закрытие самой рейтинговой программы СССР «Взгляд», 1991 год.

Убийство генерального директора ОРТ Владислава Листьева, 1995 год.

Показ по федеральным каналам записи сексуальных утех генпрокурора Юрия Скуратова (документальный фильм «Трое в постели) и телекиллерство Сергея Доренко (сюжеты о Юрие Лужкове, Евгении Примакове, etc.), 1999 год.

«Разгром» НТВ Гусинского и захват командой Березовского канала ТВ-6, 2001 год.

Вручение первой «Премии имени Листьева» Леониду Парфенову и его речь на церемонии, 2010 год.

Сергей Доренко vs «Прожекторпэрисхилтон» (разоблачение сценарного хода передачи), 2011 год.

Ко всем описываемым событиям автор – известный журналист Евгений Додолев – имел то или иное отношение. Был ведущим программы «Взгляд» и именно в его сюжете всесоюзный зритель увидел легендарного ведущего областной передачи Александра Невзорова. Вместе с Димой Быковым и Сашей Никоновым делал хулиганский проект «Московская комсомолкА», который был заточен Борисом Березовским под экзерсисы Сергей Доренко. Ну и т.д.

«Красная дюжина»

К 20-летию распада СССР. Книга рассказывает о ньюсмейкерах 1991 года. Полковник Виктор Алкснис, министр-ГКЧПист Олег Бакланов, основатель общества «Память» Дмитрий Васильев, генерал КГБ Олег Калугин, главред перестроечного «Огонька» Виталий Коротич, хард-лайнер Егор Лигачев, генерал-антисемит Альберт Макашов, первый & последний премьер-министр Советского Союза Валентин Павлов, председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, «блондинка-чеченка» Сажи Умалатова, третье лицо партии (после Горбачёва и Ивашко) Олег Шенин, вице-президент СССР Геннадий Янаев. Дюжина политических деятелей, от чьих замыслов + выступлений зависела судьба Союза ССР. На словах они все, занимая разные (порой полярные) позиции, были против распада страны, но по факту вели державу к неминуемому краху. Из предисловия Михаила Леонтьева: «Один очень серьезный государственный деятель заметил: «Кадры решают все». Эта книга – ярчайшая иллюстрация того, насколько он был прав».


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Весь шоу-бизнес в кармане
Как «посмотреть» на радио?
Дьявольские барабанщики в Москве
Хрупкое создание – любовь
Если ссорились, то доходило чуть не до драки
«Дети колбасы»
Московский драматический театр им.Станиславского. Ноябрь
Коротко
Не бросай друга в беде
Ночные гонки
Закон или справедливость?
Заразные новости
Потерявшийся во времени
Место, где живут архангелы
Д’Артаньян и другие дети
Актрисе посвящается
Особый взгляд Андрея Звягинцева


««« »»»