Место, где живут архангелы

Рубрики: [Рецензия]  

В общем-то, дожили. Читать интервью Бориса Гребенщикова стало интереснее, чем слушать новый альбом «Аквариума». Перед релизом Борис Борисович с удовольствием рассказывал про пластинку. Был, как всегда, мудр, благороден, остроумен, возбуждал любопытство в преддверии публикации «Архангельска».

К слову, интервью эти тоже дают много полезной пищи для размышлений. Кому не хочется, подобно г-ну Гребенщикову, спокойно взирать на происходящие вокруг катаклизмы? «Аквариум» как способ ухода в свой внутренний аквариум – это, конечно, образ жизни дай бог каждому. Пластинки «Аквариума» последние лет десять были вполне конгениальны журнальным тирадам Гребенщикова. Полистав в интернете ветви обсуждений «Архангельска», можно заметить полярные мнения о последних строчках дискографии группы: любители, условно, «Беспечного русского бродяги» чихвостят «Лошадь белую», а фэны «Песен рыбака» выражают глубокую неприязнь к «Zoom Zoom Zoom».

Все последние альбомы «Аквариума» – об одном и том же, стилистические и идеологические различия между ними минимальны. Порой ББ подбрасывал текстовых провокаций и музыкальных анекдотов – но при этом «Аквариум» продолжал играть вегетарианский акустический рок с обилием улыбчивых дудочек и свистелочек, приблизительный регги «с моим подсознаньем в руке». Что касается вкладываемых в песни смыслов – Борис Борисыч всегда позволял расшифровывать и трактовать их как угодно. Итак, «Архангельск» – восемь песен и крохотная инструментальная пьеса; капитан Беллерофонт, тайный узбек и священная корова в качестве лирических героев; начавшись едва ли не с хард-рока, «Аквариум» быстро возвращается к привычным благостным гомеопатическим аранжировкам, из которых слегка выбивается чуть более мрачный, чем обычно, голос БГ. Аллюзий и метких наблюдений полно, возможных вариантов их трактовок и того больше, с самоповторами для успокоения поклонников старого «Аквариума» тоже все в порядке.

Что же не так? Ну не знаю, впервые за много лет ощущается диссонанс между словами Бориса и его песнями. Подобно ученику, прочитавшему в каникулы произведение из школьной программы и составившему о нем впечатление, которое впоследствии окажется полностью противоречащим изложенной в учебнике версии, слушатель этого диска получает нечто ожидаемое и вроде как понятное, но внезапно какое-то излишнее. От Гребенщикова ждешь ответов на свои вопросы; он с готовностью дает их, множит сущности, да только ты вдруг осознаешь, что не можешь на них сосредоточиться. В песнях, конечно же, проскакивают прекрасные фразочки – да только сами песни слабо разжигают желание с упоением копаться в этих образах. «Архангельск», по БГ, – место, где живут архангелы. Хорошее место, красивое и спокойное. Но пластинка не убеждает в том, что туда стоит отправляться еще при жизни.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Дети колбасы»
Зрачками внутрь
Актрисе посвящается
Коротко
Весь шоу-бизнес в кармане
Дьявольские барабанщики в Москве
Если ссорились, то доходило чуть не до драки
Московский драматический театр им.Станиславского. Ноябрь
Не бросай друга в беде
Ночные гонки
Закон или справедливость?
Заразные новости
Потерявшийся во времени
Д’Артаньян и другие дети
Особый взгляд Андрея Звягинцева
Как «посмотреть» на радио?
Хрупкое создание – любовь


««« »»»