Маленький дебют Луи Гарреля

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Актер Луи Гаррель, пожалуй, не нуждается в представлении. Избалованный вниманием режиссеров с мировым именем, он знаком не только французской публике, но является любимчиком женщин по всему миру. Однако сейчас Гаррель решился пойти по стопам отца, Филиппа Гарреля, и примерить на себя новую, более сложную роль – роль режиссера.

В этом году он представил публике свою дебютную режиссерскую работу «Маленький портной». Черно-белый короткий метр о двух молодых людях, затерявшихся, кажется, не только в лоне Парижа, но и в самой жизни.

Артур, подмастерье в ателье старого Альбера, спит и видит стать великим кутюрье. Однако пока у него выходят лишь копии работ знаменитых художников. Мари-Жюли, меланхоличная, капризная актриса, играющая в жизнь. Непоследовательная, истеричная, ранимая и загадочная, она влюбляет в себя робкого портняжку и, продолжая играть, принимается рушить не только свою, но и его жизнь. Мари-Жюли уговаривает Артура бросить ателье, порвать с прошлой жизнью и начать новую, уехав с ней в Лондон. Но Артур не находит в себе сил оставить, предать своего учителя – даже придя прощаться, он не может сделать самостоятельный выбор. Альбер решает за Артура, выставляя его за дверь, готовый выгнать и из своей жизни. Однако судьба распоряжается по-своему: Мари-Жюли уезжает в Лондон с другим, а совершенно ослабевший духом и растерянный Артур наутро возвращается к своему наставнику «на поклон», с цветами, как некогда ходил к так и не ставшей его актрисе. И не безысходным уже нам слышится по-отечески ворчливое брюзжание старого учителя: «Ты принес мне цветы!.. Не мне ты их должен дарить!..»

Финал фильма, как, впрочем, и весь он, получился неоднозначным. Возвращение портного к мастеру – проявление ли это слабости героя, его несостоятельности или смирение и следование воле судьбы? Зрителю остается только догадываться.

В целом же эта дебютная режиссерская работа знатокам и ценителям кино покажется полным, логическим отражением самого Гарреля: с налетом легкой грусти, поэтичности и вдумчивым осмыслением. Он полностью перенес свой образ в эту работу. Здесь и излюбленная Гаррелем легкая эротика, художественно воплощенная кадрами черно-белой пленки, и меланхоличность в сочетании с экспрессией. Правда, за время просмотра не раз посещает мысль: а не обеднил ли художник картину, лишив ее красок. Монохромный кадр зачастую кажется более художественным, атмосферным, но все-таки не хватает в картинке теплого цвета от огней ночных парижских улиц.

Так, противоречивым нам кажется не только финал – на протяжении всего фильма Гаррель умело сочетает въедливую созерцательность остановившихся картин кажущейся нереальной жизни и движение, бег. Бежит герой через весь сюжет, словно пытаясь куда-то успеть, кого-то догнать (или, быть может, убежать от чего-то?).

Или просто Гаррель-режиссер пытается не загонять себя в рамки, избегая категоричности, однозначности – в сюжете (он же выступил и в качестве сценариста в данной работе), в образах, в форме. Оттого и в рамки короткого метра его дебютная картина попадает весьма условно. Изложенные в 44 минутах душевные метания двух одиночеств кажутся слегка затянутыми и какими-то неправдоподобными. А для полнометражного полотна молодому режиссеру как будто чего-то не хватило.

Может, рано Гаррель-младший отправился по стопам отца? Или это следствие общей тенденции современного кинематографа: переходить из актерского стана в режиссерский, снимая кино ради самого кино? И не видит ли Луи Гаррель в маленьком портном самого себя – решать, конечно, зрителю.

Екатерина КУРДЮКОВА.