Зрители выходили танцуя

Под занавес московского балетного сезона случилась, пожалуй, самая яркая его премьера.

Новое оригинальное произведение по мотивам повести Марка Твена “Приключения Тома Сойера” подарили нам композитор и дирижер Павел Овсянников, хореограф-постановщик Андрей Петров, художники Станислав Бенедиктов, Ольга Полянская и молодая труппа театра “Кремлевский балет”.

Видели ли вы когда-нибудь, чтобы из зала Кремлевского дворца зрители – и стар и млад – выходили танцуя?!

Удивительное чувство юмора в диапазоне от озорно-комического до гротескового объединило художественную концепцию авторов и исполнителей. Получился спектакль добрый, веселый, родившийся в любви к Марку Твену, зрителям и выразительным возможностям современного балетного театра.

…В конце прошлого века Марк Твен как журналист полгода путешествовал на пароходе в группе соотечественников из Америки в Старый Свет. Оказались они в России. Марк Твен потом писал, что его покорило радушие и внимание русских во главе с императором Александром II и его семьей в их крымской резиденции в Ливадии и Ореанде, где были приняты американские гости. Он писал в очерках “Простаки за границей”: “Любезность русского идет от сердца, это чувствуется и в словах, и в тоне – поэтому веришь, что она искренна”.

Думаю, случись сегодня встреча с писателем на спектакле в Москве, он бы удивился сердечному вниманию, интересу к его повести, талантливо транспонированной в музыкально-хореографическом сочинении. Авторы балета приняли за основу определение критикой “Приключений Тома Сойера” как самой радостной книги Марка Твена: светлый авторский взгляд на мир, радость восприятия жизни, великолепное чувство юмора, веселый характер изобретательных на выдумку героев.

Сердцем спектакля по праву стала музыка. Эмоциональная ее заразительность заставляет слушателей радостно откликаться на узнаваемые танцевальные ритмы начала века: афро-американские спиричуэл и блюзы, регтаймы, марши, кэкуок и пасадобль… Композитор свободен в своем воспроизведении сценарного материала (авторы либретто Э.Митягина, А.Петров) и, пожалуй, следует традиции С.Прокофьева в трактовке литературного сюжета, когда рисует психологически многогранный портрет юного героя. В этой стране детства Тома Сойера есть место и озорной выдумке, и беспечному смеху, и мечте, и лирике, и иронии…

Пластичность, зримая образность, моторность и дансантность музыки делают ее чрезвычайно благодарной для балетмейстерской фантазии.

Счастливый выбор драматургической основы, в которой есть театральность и музыкальность, изобразительность и выразительность, позволил авторам спектакля привнести в него даже некие авантюрно-”капустнические” краски: так, начало спектакля проходит почти в стиле “комедии дель артэ”, когда Том в белом фраке, неожиданно вскакивая за дирижерский пульт, принимается азартно руководить оркестром. Павлу Овсянникову приходится выдворять озорного мальчишку за ухо… Или вступительная сцена в танцевальном зале, где Том предлагает друзьям-артистам сымпровизировать спектакль по повести Марка Твена… Тем же танцевальным залом и завершается спектакль, когда артисты снимают свои костюмы, а уборщица, как главное и грозное лицо закулисья, принимается работать шваброй.

Запоминается картина покраски забора, в которой веселое алегретто как нельзя лучше помогает друзьям Тома демонстрировать свое малярство в технически виртуозных, почти акробатических движениях. Трогательна сцена в воскресной школе, где под монотонную речь учителя засыпающие Том и его подружка Бекки на крыльях бабочек улетают в мечту о любви. Яркий, темпераментный, гротескный образ пиратов возникает как бы в воображении юных путешественников за кладом. Звуко-изобразительные ритмы (соло ударных) сопровождают очаровательное “Шоу скелетиков” на кладбище – исполнительницы в прелестной униформе и, конечно, на пальчиках.

Прекрасно решена хореографом и художниками картина “В пещере”. Волшебной сказкой оживают легкие, изящные, серебряные фигурки танцующих сталактитов.

Жаль, что музыкальная песня – мечта о любви Тома и Бекки – в финале спектакля отдана для адажио Тети Полли (Олег Корженков) и Эми Лоуренс (Ольга Зубкова), при всем уважении к профессионально-мастерскому исполнению ее артистами.

Среди исполнителей основных партий спектакля много совсем юных артистов, знакомых по недавним экзаменам в Московской Академии хореографии и Московской школе классического танца.

Они танцуют с удовольствием и молодым задором. Георгию Биркадзе, Роману Володченкову, Сергею Ларину, Денису Акинфееву весело и интересно и нам вместе с ними тоже! Превосходно играет и танцует Тома Сойера Вадим Кременский.

Молодым артистам повезло. Спектакль поставлен на них и прекрасно отрепетирован педагогами во главе с Екатериной Максимовой. А глядя на Бекки Натальи Балахничевой, даже возникают воспоминания о танце самой Максимовой – так изящна, искренна и обаятельна молодая балерина.

Оркестр под руководством автора музыки демонстрирует истинно театральный темперамент.

В одной из своих статей Марк Твен мимоходом заметил, что с появлением юмора “все жесткое смягчается, все наше раздражение и досада улетучиваются, и приходит чувство солнечной радости”. Именно так и случилось на премьере “Тома Сойера” в театре “Кремлевский балет”.

Эмилия ШУМИЛОВА.

Фото Александра РЕПИНА.

На снимке: сцена из спектакля.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОЧЕТНЫЙ ПОЖАРНЫЙ ШАНИА ТУЭЙН
ДЭВИД БОУИ СНИМЕТСЯ В ФИЛЬМЕ БЕЗ КИНОПРОБ
Г-н Додолев!
ОСЕННИЙ АЛЬБОМ OASIS
СЫНА НЕТ В ЖИВЫХ, А МАТЬ СУДИТСЯ
The Beatles – тема вечная и подвластная всем поколениям
“БЕЛЫЙ ОРЕЛ” – ХАЛТУРЩИКИ
PULP ВЫПУСТЯТ НОВЫЙ СИНГЛ В СЕНТЯБРЕ
ПЛАНЫ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА
БЫЛ ЛИ ВАГНЕР АНТИСЕМИТОМ?
А СЛАВА ЕЕ НАЙДЕТ
Частица черта
ОСИНУ НУЖНЫ ДЕВУШКИ НЕ ТЯЖЕЛЕЕ 55 КГ
ПРАХ МОРРИСОНА БУДЕТ ПЕРЕНЕСЕН ИЗ ФРАНЦИИ
У “НА-НАЙЦЕВ” НОВЫЕ ПРИЧЕСКИ
Неразгаданная Шер
С вирусом творчества в крови
НЕ ПРОСТО МАША
ВИКТОР ЧАЙКА ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ “КИНО”
ШУРА ВЫСТУПИТ В КЛУБЕ “MANHATTAN-EXPRESS”
Коротко
PEARL JAM ДОБАВИЛИ ДВА КОНЦЕРТА
ДЭВИД БИРН ПРОДОЛЖИТ КАРЬЕРУ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
Уикенд
Я ЗА НЕГО РАДА!
СПЕШИАЛ ЭД ХОЧЕТ ВОЗБУДИТЬ ИСК ПРОТИВ ПОЛИЦИИ
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПСЕВДОНИМ ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ
ПЛАСИДО ДОМИНГО МЕЧТАЕТ СПЕТЬ С САБИНОЙ
Цитаты-30
НА ФЕСТИВАЛЕ “OZZFEST” АРЕСТОВАНЫ МОШЕННИКИ
КОРТНИ ЛАВ БУДЕТ ДАВАТЬ ИНТЕРВЬЮ, НО С ОГОВОРКАМИ
РАДОСТЬ ОТ ЖИЗНИ… И ОТ “РАДЫ”
“АКАДЕМИКИ” ЗАХВАЧЕНЫ ТЕРРОРИСТАМИ
ДЖИМИ ХЕНДРИКС ДОРОЖЕ КЛЭПТОНА И ПРЕСЛИ


««« »»»