Здравствуй, Олег!

Бывает так: живет человек – талантливый, неординарный, хорошо известный в своей среде, в своем кругу, но какой-то вечно ускользающий, не пускающий посторонних в свой внутренний мир. И вдруг он уходит из жизни. Непростительно рано, внезапно даже для самых близких. И только тогда приходит осознание масштаба потери, масштаба личности ушедшего артиста. Его уже нет, а интерес к нему, его творчеству, всему, что было с ним связано, начинает расти. В реальность вплетаются легенды, объявляются “друзья”, выступающие с устными и письменными “мемуарами”…

Артист театра и кино Олег Иванович Даль умер совсем молодым, не дожив до своего сорокалетия, умер 17 лет назад 3 марта 1981 года. В его “послужном списке” осталось 19 ролей, сыгранных в разных театрах, где ему довелось служить (в основном – в “Современнике”), и вдвое больше – 40 ролей – в кино. За 18 лет жизни в искусстве это, наверное, не так уж мало. Но, как ни странно, запомнившихся, а главное тех, что он сам считал удачными, ролей на поверку оказалось считанные единицы. Да, его знали, о нем немало говорили, меньше писали, а ушел он из жизни без званий, призов и премий, которыми ныне, как золотым дождем, осыпаются не только признанные кумиры, но самые начинающие, только-только засветившиеся звездочки. Причина тому ясна: иное было время, иной правопорядок, да и сам артист, менявший театры, то уходящий с головой в кинематограф, то погружающийся целиком в стихию театра, был как бы “вольноопределяющимся”, что при советской власти отнюдь не поощрялось.

Шли годы, менялись взгляды, выступали из тени недооцененные ранее фигуры. Все чаще стали вспоминать и об Олеге Дале. И вот, наконец, в ЗАО “Издательство “Центрполиграф” под редакцией Бориса Поюровского вышел сборник “Олег Даль. Дневники. Письма. Воспоминания”, составленный и прокомментированный Натальей Галаджевой и Елизаветой Даль, вдовой Олега, в оформлении художника Игоря Озерова, со множеством совершенно уникальных фотографий из семейного архива семьи Даль.

Начиная с потрясающе прекрасной обложки, уникальность этого сборника состоит в том, что здесь впервые опубликованы стихотворения, рассказы, эссе, дневниковые записи самого Олега Даля, раскрывающие его не только как глубоко размышляющего о своей профессии актера, до “самоедства” придирчивого, беспощадного к самому себе критика, но и как талантливого писателя-эссеиста, художника, тонко чувствующего природу (и откуда только у него, городского жителя, “дитя асфальта”, это поэтическое видение сельского пейзажа, ощущение “зова земли”!). Но Даль, оказывается, не только талантливо писал, он еще и талантливо рисовал. В сборнике представлены его рисунки. А самым, может быть, интересным разделом книги является публикация записных книжек Ольги Борисовны Эйхенбаум, тещи Олега, матери его жены Лизы, – очень откровенные и очень горестные воспоминания человека, ставшего волею судьбы близким, добрым другом артиста на протяжении последних десяти лет его жизни. Эти дневниковые записи О.Эйхенбаум так и назвала “Горькая память”. Об Олеге Дале – человеке и артисте – они говорят куда больше всех других о нем воспоминаний, включая даже страницы, написанные его женой.

Следует отметить еще одно достоинство сборника. Среди его авторов, а это писатели А.Анчаров и Э.Радзинский, В.Аксенов и В.Каверин, режиссеры театра и кинематографа Б.Львов-Анохин, Г.Козинцев, М.Козаков, В.Мотыль, И.Хейфиц, А.Симонов, А.Эфрос, актеры Л.Гурченко, Е.Козелькова, В.Заманский, В.Гафт, журналисты, художники, киноведы – двадцать восемь известных в искусстве имен – нет ни одной случайной фамилии. Все это люди, действительно работавшие с О.Далем на сценических подмостках или съемочных площадках, его режиссеры и авторы, партнеры по спектаклям и фильмам, нередко “маявшиеся” с ним, зато понимавшие и любившие его искренно и преданно.

Создается коллективный портрет человека с трагической судьбой, без конца терзающего себя неудовлетворенностью собственным творчеством и где-то, в тайниках души, предчувствующего свою раннюю смерть. Тема смерти возникает в его стихах, эссе, дневниковых записях, обрывочных заметках. Пусть не всегда впрямую названная, она присутствует в их настрое, прорывается в его письмах. Словами “Подари мне покой, о Господи”, – заканчивает Олег одно из последних стихотворений, написанных зимой 1981 года на даче в Монино незадолго до своей внезапной кончины в гостиничном номере Киева, куда поехал всего-то на пару дней по кинематографическим делам.

В обывательском представлении Даль был порождением театрально-киношной богемы, этаким гулякой праздным “а ля Моцарт“. А на самом деле он был очень домашним, уютным человеком, любившим покой, тесный семейный круг, всю жизнь мечтавшим о собственном кабинете, где можно было бы уединяться для работы, размышлений, отдыха. Его кабинетной мечте суждено было сбыться только, увы, всего за два года до кончины. В сборнике есть одна замечательная фотография – О.Даль в своем кабинете: непринужденная поза – нога на ногу, домашние тапочки, правая рука свободно облокотилась на стол, а лицо осунувшееся, усталое, и грустные глаза, глядящие куда-то по ту сторону бытия. Это тоже февраль 81-го года. Считанные дни оставались Олегу на земле.

А заголовок статьи я заимствовала у Михаила Анчарова, назвавшего так свои воспоминания об О.Дале. С выходом сборника, посвященного трагически недооцененному при жизни артисту, мы сейчас по праву должны сказать: “Здравствуй, Олег! Ты вернулся. Ты живой. Ты остаешься с нами!”

Наталия БАЛАШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОДАРОК ОТ КИРКОРОВА
ДАВАЙТЕ ПОМНИТЬ ТЕХ, КТО УШЕЛ ОТ НАС
СТИВИ НИКС СПАСАЕТСЯ ОТ ШИЗОФРЕНИКА
ЭРИК КЛЭПТОН ГОТОВИТСЯ К ТУРНЕ
Здравствуйте!
Коротко
НОЧЬ ЛЮБВИ В РУБЛЕВЕ
ЭРОГЕННАЯ ЗОНА
ХВАТИТ ЗАНИМАТЬСЯ ЕРУНДОЙ!!!
ВДОХНОВЕНИЕ ПОСЕЩАЕТ ШИРЛИ МЭНСОН В ТУАЛЕТЕ
Господа!
КЭЙ ДИ ЛЭНГ
DJ’S ПРОИГРАЛИ “ВСУХУЮ”
ФРИДЛЯНД ЗАПЕЛ
Заплыла “Золотая рыбка” в Вятку-реку…
GREEN DAY НАЙМУТ ДЕТЕКТИВА
РУБИНОВЫЙ ВТОРНИК – ДЕНЬ БУЛЫЖНЫХ ВЕТЕРАНОВ
“АМАДЕЙ”-98: ПЕРВЫЙ ТАЙМ МЫ УЖЕ ОТЫГРАЛИ
Уикенд
ПРАЗДНИК В “ГАЛЕРЕЕ”
Такая вот грустная песенка
“OZZFEST” НЕ ОБОШЕЛСЯ БЕЗ МАСШТАБНЫХ АРЕСТОВ
МАЛЬТА – ОСТРОВ СОКРОВИЩ. ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
К ЗОЛОТЫМ РУЧКАМ “ПРИДЕЛАЛИ НОГИ”
ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: РОК ВМЕСТО МОЦАРТА?
ПОПУРРИ ВОКРУГ ПЮПИТРА
ОЧАРОВАНИЕ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИХ ПЕСЕН
ТУПАК ШАКУР “ЗАПЛАТИЛ” $210.000
ДИАНА НА ФРАНЦУЗСКИЙ МАНЕР
БУДУЩЕЕ ГРУППЫ VERVE – ПОД ВОПРОСОМ


««« »»»