РУБИНОВЫЙ ВТОРНИК – ДЕНЬ БУЛЫЖНЫХ ВЕТЕРАНОВ

Пенсионеры рока прибывают в Москву. Свершилось. Жаль, конечно, что далеко не все битники 60 – 70-х годов дожили до долгожданного пришествия ”Роллинг Стоунз” на одну шестую часть земного шара, еще вчера считавшуюся неким подобием Антарктиды в океане современной музыки. Во всяком случае, так полагали в своем подавляющем большинстве западные звезды. И среди них – команда Мика Джаггера, известного хулигана от шоу-бизнеса.

Даже в перестроечное, довольно либеральное в смысле разрешения окучивать бескрайнюю российскую рок-целину, время никому никак не удавалось уговорить “Катящиеся Камни” покатиться чуток на восток от Праги или немного на запад от Токио – строптивые англичане лишь демонстрировали высунутый язык (известный символ группы) и наотрез отказывали всем в России – от Стаса Намина в 1990-м до прочих наших уже в этом году.

В общем, вели себя лондонцы по обыкновению вызывающе, хотя бы в отношении и к российским фанатам “Роллинг Стоунз”, численно не уступающим ни армии поклонников в самой Британии. Пусть любителей “Стоунз” у нас меньше, чем битломанов, но ведь это не повод плевать с Биг-Бена на “советских собственную гордость”. Уже и “Pink Floyd” приезжали, язвительные “Скорпионы” с президентом миловались, Элтон Джон в Кремле под рояль лазил, сам Пол Маккартни баловал родину своего коллеги Левши – а эти расхристанные “камнетесы” ни в какую.

Впрочем, что-то я разворчался. Пора бы по теме спеть. Приступим.

Аккорд первый.

Пола Маккартни мы не зря упомянули. Мало кто знает, но это теперь “Роллинг Стоунз” – супергруппа, живая легенда, рок-коллектив номер один среди горцев-долгожителей мирового музыкального Олимпа. А тогда, в начале шестидесятых годов, на заре рок-н-ролла…

Битлы с роллингами общались довольно часто – в одной тусовке, как ныне принято говорить, хотя первые были ливерпульцами, а вторые – из южного Лондона. Однако, помимо прочего, Джон Леннон и Джордж Харрисон близко дружили с вокалистом Миком Джаггером и гитаристом Брайаном Джоунсом.

Посему битлы не отказались запросто помочь приятелям, когда в июле 1963 года – ровно 35 лет назад! – только начинавшие грохотать “Камни” посетовали на нехватку материала для новой записи. Точнее, разговор у Леннона и Маккартни состоялся с Эндрю Олдхемом, менеджером группы новенькой “Роллинг Стоунз”. Названный господин только начинал свою карьеру в фирме “NEMC”, но именно его Брайан Эпстайн нанимал для рекламы пластинки “Please, Please Me”, вышедшей в январе 1963 года и три недели занимавшей первую строчку хит-парада в Британии. Олдхем и его подопечные работали в малоизвестном тогда стиле ритм-энд-блюз. Было дело, послушав игру группы в Ричмонде, Джон Леннон и Джордж Харрисон пророчески заявили, что команду Джагерра ждет большое будущее.

Но вот камнем преткновения на пути “Камней” стало требование фирмы “Дека” срочно сдать для записи две трехминутные композиции. Да чтобы с претензией на безусловный успех у публики. У “Роллингов” были свои произведения, но парни стеснялись выносить их на суд привередливых слушателей, не говоря уж о музыкальных критиках. К тому же, надо заметить, в те времена рок-группы не практиковали исполнение собственных вещей – не принято было. “Стоунз” перебрали десятки американских поделок – ничего не нашли подходящего. Тут и подоспела помощь от “Битлз”: Джон Леннон предложил еще сырую, но бойкую “I Wanna Be Your Man”. Не откладывая дело в долгий ящик, битловский дуэт авторов и Олдхем идут в клуб “Кен Кейлер’с” и демонстрируют роллингам уже готовый припев – “Камни” в восторге. Тогда Пол и Джон за восемь минут ваяют окончательно мелодию и стихи. Спустя некоторое время песня становится хитом, причем косвенно Мику Джагерру помогают уже и поклонники “Битлз”: поскольку авторы песни – Леннон и Маккартни, битловские фэны раскупают пластинку нарасхват. Ну, а осмелевшие и вдохновленные примером битлов роллинги все чаще начинают вставлять в концертные программы свои оригинальные вещи. Дело наладилось.

– Это был великий период, – вспоминал Джон Леннон. – Мы представляли собой нечто наподобие королей джунглей. Мы близко дружили со “Стоунз”. Я был восхищен ими еще с тех пор, как увидел их в Ричмонде. Мы все тогда ходили по Лондону и говорили о музыке.

Позднее, в “Энциклопедии Британии” 1963 год был назван как “год группы “Битлз”. Мик Джаггер и его компания только стартовали.

Аккорд второй.

Прошло тридцать пять лет – целая вечность. За это время давно сошли со сцены некогда знаменитые группы – “Манфред Мен”, “Ху”, “Ярдбердз”, “Энималз”… Рассыпались поодиночке блистательные созвездия, начиная с “Битлз” и кончая “Темно-Лиловыми”. Думаю, читатель согласится со мной – лучшая пора и лучшие песни классики рок-н-ролла там, где струной вибрирует затихающее эхо 60 – 70-х годов. “Роллинг Стоунз” не исключение. Хотя согласно опубликованному в начале 1973 года списке самых популярных синглов за период с 1962 по 1972 годы “Камни” идут лишь в четвертом десятке, например, их песня “Satisfaction” признается одной из лучших вещей бурных 60-х. Поскольку идет в обойме первых проблемных произведений, обращенных к западному истеблишменту от лица молодежи, чьим глашатаем объявила себя рок-группа “Роллинг Стоунз”. Это утверждение можно оспорить, однако нельзя не согласиться с тем, что в популярности в Европе и в США роллинги уступали только битлам. А после того как ливерпульский квартет распался, “Камни” благополучно покатились в гору через семидесятые, восьмидесятые, девяностые.

Панки и прочая эпатирующая публика пришли в рок-мир позднее. В этом плане роллинги были впереди всех остальных. В то время как битлы экспериментируют в различных музыкальных стилях, Мик и его друзья набирают очки в публикациях скандальной хроники. “Битлз” выпускают “Оркестр Сержанта Пеппера” – альбом в невиданном доселе оформлении, “Стоунз” повторяют стиль дизайна, но название их альбома “Желание Их Сатанинских Величеств” и музыка столь же вызывающи, как угрюмые физиономии роллингов и их длиннющие волосы. Лондонские “бунтари” быстро смекнули, что лишь определенная часть молодежи идет на концерты слушать отличную музыку. Гораздо чаще тинейджеры разного возраста тусуются, балдеют, ловят кайф не от чистоты – от силы звука на грани рева сходящей с гор лавины. Так вы хотели камнепад? Пожалуйста – рок-группа “Роллинг Стоунз”!

Командир Джаггер носится по сцене, раскачивается на канате, сверкает то изумрудным, то рубиновым зубом, ругается матом… – бузит, короче, словно некормленая горилла в Московском зоопарке.

Публика в экстазе. Эстеты в шоке. Музыкальные критики в ударе. А “Роллинг Стоунз” – в полном порядке: слава, худая и добрая, идет за ними по всему свету. Растет популярность, увеличиваются банковские счета. Музыка музыкой, но песнопение в роковой манере – такой же бизнес, как продажа футболок с коллективным портретом группы. Потому “The Show Must Go On!”

Аккорд третий.

Они стали блестящими шоу-менами, талантливые музыканты “Роллинг Стоунз”. Когда работать над шедеврами, если коллектив дает по сотне концертов в год и более. Так что великолепное шоу московскому народу гарантировано. Это нечто, напоминающее вавилонское столпотворение: масса звука, море света, декорации под “город в пустыне” и фонтаном бьющая энергия шестидесятилетних рокеров. Может, потому и носит четырехмесячный тур “Камней” оригинальное название “Bridges To Babylon”. Одноименный альбом, куда вошли классические хиты и новые песни, стал уже мультиплатиновым.

Организаторы первого и единственного концерта в Москве компания “Сайленс Про” и агентство “Артефакт” утверждают, что аналогов шоу “Роллинг Стоунз” нет ни у кого в мире. Это куча пиротехники, спецэффектов и т.п. Меня лично, честно говоря, больше волнует музыкальная сторона дела, но ведь это дело вкуса. Попробуем. Посмотрим. А пока послушаем, что говорят сами роллинги.

Мик Джаггер:

– Когда ты планируешь настоящее шоу, ты думаешь не только о самой музыке, но и об общем сценарии: что происходит, когда ты выходишь на сцену, во время первых песен и т.д. Публика не обязательно должна это сознавать, но у меня в уме шоу делится на части как пьеса – например, на четыре акта, и каждый акт ты разбиваешь на мелкие части. После того, как сценарий готов, я просто выбираю песни, которые подходили бы и к общей идее шоу, и к определенному моменту, причем эти песни взаимозаменяемы, ты можешь исполнить одну песню, а можешь другую, если они одного типа.

Кейт Ричардс:

– Мы постарались и выучили все, что знали, конечно, кроме совсем слабых вещей. Я считаю, что очень хорошо иметь в запасе большой арсенал песен. Тогда ты можешь запросто сказать людям на сцене: “Играем эту вещь, бегом одеваться” (на сцене нас четверо плюс басист, а также еще три духовика, три бэк-вокалистки и клавишники. Естественно, каждый музыкант должен знать все песни). Это так же, как иметь классный револьвер, который можно заряжать пулями разного калибра.

Короче говоря, группа рок-захвата производит на словах впечатление пенсионеров, у которых есть порох в пороховницах. Насколько впечатляющим будет “выстрел” роллингов в Лужниках 11 августа, поживем – увидим.

Главное, чтобы старички не забыли во вторник про “Рубиновый вторник”, “Эйнджей” и “Нарисуй это черным” – пожалуй, самые известные в России хиты. Тогда, надо полагать, будет полное “Удовлетворение”. Газета “МузПравда” предлагает желающим забыться в экстазе с патриархами мирового рока. До встречи в Лужниках. Уважим старость, тем более что до второго визита в Москву дело вряд ли дойдет – возраст у седовласых парней уже критический.

Настя ГАЛКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DJ’S ПРОИГРАЛИ “ВСУХУЮ”
GREEN DAY НАЙМУТ ДЕТЕКТИВА
СТИВИ НИКС СПАСАЕТСЯ ОТ ШИЗОФРЕНИКА
Уикенд
Коротко
“OZZFEST” НЕ ОБОШЕЛСЯ БЕЗ МАСШТАБНЫХ АРЕСТОВ
ХВАТИТ ЗАНИМАТЬСЯ ЕРУНДОЙ!!!
ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: РОК ВМЕСТО МОЦАРТА?
КЭЙ ДИ ЛЭНГ
ТУПАК ШАКУР “ЗАПЛАТИЛ” $210.000
Заплыла “Золотая рыбка” в Вятку-реку…
БУДУЩЕЕ ГРУППЫ VERVE – ПОД ВОПРОСОМ
“АМАДЕЙ”-98: ПЕРВЫЙ ТАЙМ МЫ УЖЕ ОТЫГРАЛИ
ДАВАЙТЕ ПОМНИТЬ ТЕХ, КТО УШЕЛ ОТ НАС
Такая вот грустная песенка
Здравствуйте!
К ЗОЛОТЫМ РУЧКАМ “ПРИДЕЛАЛИ НОГИ”
ЭРОГЕННАЯ ЗОНА
ОЧАРОВАНИЕ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИХ ПЕСЕН
Господа!
ДИАНА НА ФРАНЦУЗСКИЙ МАНЕР
ФРИДЛЯНД ЗАПЕЛ
ПОДАРОК ОТ КИРКОРОВА
ПРАЗДНИК В “ГАЛЕРЕЕ”
ЭРИК КЛЭПТОН ГОТОВИТСЯ К ТУРНЕ
МАЛЬТА – ОСТРОВ СОКРОВИЩ. ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
НОЧЬ ЛЮБВИ В РУБЛЕВЕ
Здравствуй, Олег!
ВДОХНОВЕНИЕ ПОСЕЩАЕТ ШИРЛИ МЭНСОН В ТУАЛЕТЕ
ПОПУРРИ ВОКРУГ ПЮПИТРА


««« »»»