Двенадцать историй Свиридовой

Певица Алена СВИРИДОВА появилась в середине 90-х и не осталась незамеченной – может быть, как раз благодаря тому, что российская поп-музыка в то время пребывала в глубокой… глубоком кризисе. Новость о том, что видеоклипы могут быть вполне интеллигентными, перепахала многих слушателей – и Алена стала известной.

Может быть, по популярности она и не занимала никаких мест на условном пьедестале, но знали ее все и ни с кем никогда не путали.

Интересно, что сегодня, когда Алена после долгого перерыва возвращается с новым альбомом, российская поп-музыка очутилась в новой… новом кризисе.

90% того, что предлагает телевизор, слушать решительно невозможно, но нынешние песни Алены Свиридовой никого уже в массовом порядке не поразят, да и на ТВ вряд ли попадут. К тому же Свиридова теперь не одинока: в нише нежных “элитарных” певиц с высокими голосами уютно себя чувствуют и Ирина Богушевская, и Светлана Сурганова, и группа Fleur, не испытывающие недостатка в слушателях. Телевизор теперь для признания не нужен, напротив – растиражированность стала скорее признаком китча и бездарности.

Поэтому новая пластинка Свиридовой предназначена далеко не для всех, а только для тех, кто ценит ее голос, ее интонации и даже ее ошибки. Это настоящая авторская песня в истинном, а не в бардовском, смысле этого выражения. Тут есть композиции, в которых что-то недотянуто, недоразыграна мелодия, недовылизан текст, произведения, которые можно было спеть лучше и которые вообще не стоило включать в альбом – но Алене как творцу в любом случае лучше знать, зачем она поставила в трек-лист ту или иную вещь и почему не отредактировала стихотворную банальность.

Диск с очаровательным названием “Сирена, или 12 историй, рассказанных на рассвете” получился очень светлым и очень грустным. Уже приходилось слышать мнение, что это пластинка-исповедь, едва ли не полностью посвященная расставанию Алены с молодым мужем (см. фото тех счастливых времен). Что же, существование такого суждения лишний раз доказывает, что у автора-исполнителя со своим слушателем существуют отношения на грани интимных – кто-то вложил в эти печальные интонации собственный смысл, мне же до мужа и личной жизни г-жи Свиридовой нет никакого дела, поэтому я услышал в “Сирене” совсем другое: несколько хитов, которые украсят будущие “бесты” Алены, красивейшие гармонии и интересные текстовые образы. Слышны здесь и некоторые влияния коллег – однако, придется вернуться в первый абзац и вспомнить, что спутать Свиридову ни с кем невозможно: она авторизует любое влияние.

Скажем, первый радиосингл с новой пластинки “Пока” реально похож на лирические песни Максима Фадеева: ее могла бы технично исполнить какая-нибудь группа “Серебро”, но тогда в ней бы не было Алениных придыханий, довольно корявой строки “и теперь дело случая, что мы свидимся вновь” и вообще этих обаятельных неправильностей, благодаря которым Свиридова кажется стократно более живой, чем выдрессированные представительницы продюсерских проектов (кстати, не забудьте посмотреть чудесный клип на эту песню, снятый Виктором Вилксом).

Не успеет слушатель отдышаться после “Пока”, как его сражает невероятной красоты припев следующего трека “Можно”: Алена и не подумала размазывать хиты по всему альбому, вместо этого стреляет дуплетом. Далее следует трек “Сирена” – нежный романс, – а потом “Не дам скучать”, осторожная попытка написать что-то повеселее, при этом не выбивающаяся из элегического настроения альбома. “Найду тебя” – одна из лучших песен о любви в этом сезоне, по крайней мере самая откровенная. Из “Колыбельной Self” получилась не столько колыбельная, сколько очередная щемящая исповедь, а песня “Невесомое” удивительно соответствует своему заглавию – она тонка, как паутинка.

До конца альбома слушателя ждет еще “Как же быть” в духе оркестров 30-х годов, очередной романс “Падал снег” и завершающая “Шу-би-ду”. В ней Свиридова резко расстается с имиджем грустной дамы и проявляет жесткость, довольно изящную, правда: мелодия представляет собой нечто среднее между ее собственной “Никто и никогда” и “Имитацией” Макаревича, а в тексте, тоже будто бы навеянном ностальгической поэзией Андрея Вадимовича, встречается даже фраза “целовались по самые гланды”. Это такой финальный сигнал от сильной женщины сердобольным слушательницам – погрустили, и будет.

В альбомной фотосессии, между прочим, Алена Свиридова тоже предстает в двух образах – лирической певицы в длинном классическом платье и агрессивной особы, невероятно сексуальной для своих “несколько больше, чем хотелось бы” (цитата из биографии на официальном сайте) лет.

Алексей МАЖАЕВ.

Фото Лилии ШАРЛОВСКОЙ (архив ИД “Новый Взгляд”).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Лувр в пустыне
Компьютерный киноаттракцион
Неистовый Рудольф
Одноклассники.ру


««« »»»