ВЛАДИМИР ДУДИНЦЕВ: НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

В Москве на Ленинском проспекте тихо и скромно живет человек, чье имя было у всех на устах в середине пятидесятых годов. Зовут его Владимир Дмитриевич ДУДИНЦЕВ.

Он родом из городка Купянска Харьковской области. С юных лет Дмитрий задумывался о несправедливом устройстве жизни. Отчего негодяи, лжецы и карьеристы торжествуют, а люди честные, верные своему долгу, страдают? Перед мысленным взором юноши стоял его отец, блестящий царский офицер, штабс-капитан, который в 1918 году был расстрелян чекистами за отказ снять погоны. За верность присяге.

Понятия “честь, правда, справедливость” стали для молодого человека основополагающими. Он верил в конечное торжество здоровых сил. В победу закона над беззаконием. С такими помыслами он пришел сдавать экзамены в Московский юридический институт. Слава Богу, кадровики не копались в его родословной, и Дудинцев успешно прошел программу вузовского обучения. Диплом получил в 1940 году.

Великую Отечественную он прошел “от звонка до звонка”, демобилизовался в 45-м. За годы войны видел людское горе, кровь, смерть боевых друзей. Героизм и предательство. Копилка жизненных наблюдений переполнялась. Требовался выход накопленного материала, эмоций, впечатлений.

Сняв погоны, Владимир Дудинцев вместо юриспруденции решил заниматься журналистикой, литературой. С 1946 года он очеркист “Комсомольской правды”. Разъезжает по стране, пишет о людях, видит трудности и противоречия уже мирной, но полной несправедливости жизни. В 1952 году вышел первый сборник рассказов автора – “У семи богатырей”.

А в 1956 году журнал “Новый мир”, который тогда возглавлял Константин Симонов, публикует первый роман Дудинцева “Не хлебом единым”. То было смелое, бескомпромиссное произведение. Его герой инженер Лопаткин, продвигает свои изобретения, преодолевая ожесточенное сопротивление бюрократов и приспособленцев.

Роман читали все. В метро, в трамваях, дома до глубокой ночи. Люди узнавали в героях книги себя, свою горькую судьбу. Партийному руководству книга не понравилась. Нашли, что в романе слишком сгущены мрачные краски. На расширенном пленуме Союза писателей СССР Дудинцева смешивали с грязью, клеймили за “предательство интересов социалистического отечества”. Собратья-писатели отрекались от своего коллеги, а Симонов, считавшийся другом, гневно выкрикнул с трибуны: “В наши ряды вкрался чуждый товарищ!”

На пленуме Владимир Дудинцев упал в обморок, сраженный предательством товарищей по перу. Здоровье человека, подорванное еще на фронте ранениями, было окончательно надломлено. Но дух его был крепок. Он не предал нравственных принципов, по которым жил.

По сути, Владимир Дудинцев был первым диссидентом в послесталинское время. Хотя таковым себя не считал. И никаких антипартийных мыслей в голове не держал. Автор создал честное и правдивое художественное полотно. И оказался первопроходцем, зачинателем новой литературной волны, на гребне которой поднялись Солженицын, Виктор Некрасов, Копелев, Максимов…

Лишенный после жестоких “разборок” средств к существованию Дудинцев и его семья оказались на грани нищеты. Владимир Дмитриевич, его жена Наталья Федоровна, их четверо детей стали объектом издевательств, анонимных угроз. Но они стойко перенесли тяжкий удар судьбы. Из дома продали почти все, вплоть до мебели. Спали на ящиках.

Целенаправленно организованная свистопляска получила неожиданный резонанс. Незнакомые люди присылали денежные переводы, приносили продукты, одежду. Знаменитый артист и благодарный читатель Иван Переверзев пригласил опального писателя к себе домой. Открыл потайной ящик стола, где у него хранились деньги, и сказал: “Бери сколько нужно!”

А духовная поддержка вылилась в огромный поток читательских писем. Простые люди благодарили за правду. Присылали собственные дневники, записи, целые тетради с рассуждениями о жизни.

Тридцать лет вынужденного отлучения от литературы не стали для писателя периодом молчания. Дудинцев создал еще один роман – “Белые одежды”. В новой работе он разоблачал псевдоакадемика Т.Д.Лысенко, сталинского выдвиженца, громившего “буржуазную” науку – генетику и ученых этого направления. Время все расставило по своим местам, но, увы, в области исследований по генетике нашей стране пришлось догонять многих.

Любопытно, что если первая книга “Не хлебом единым” в годы “холодной войны” переводилась на многие европейские языки, роман даже был экранизирован на Западе (за что, кстати говоря, автор не получил ни копейки, ни цента), то “Белые одежды”, начавшие свой победоносный путь уже в перестроечное время, особым успехом в официозных кругах не пользовались. Семисерийный фильм по этому произведению демонстрировался в неудобное для зрителей время. На киноверсию почти не было рецензий. Похоже, что шлейф “неблагонадежности” продолжал тянуться за автором…

Имя писателя, однако, широко популярно. Автор этого очерка помнит, как 30 – 40 лет назад повсюду обсуждали творчество Дудинцева, сочиняли даже устные доброжелательные пародии, цитировали.

Вспоминается, когда я принес “Вечерку” со своим фельетоном “Не хлебом, единым” (с запятой посредине фразы) Владимиру Дмитриевичу, он улыбнулся. Мы беседовали на многие темы. И как-то я спросил: “Верите ли вы в Бога?” Мой собеседник спокойно ответил: “Если бы мне Бога показали, если бы я получил достоверные доказательства его существования, тогда бы я стал верующим”.

Реалист в жизни, реалист в литературе, он задумал создать третий, итоговый роман – “Дитя”. Автобиографическая эта вещь должна была рассказать о нравственных поисках человека, который исповедовал принцип “жить по правде”. Придерживался позиции “ничего не принимать на веру”.

Жаль, что исполнению замысла помешала серьезная болезнь писателя: инсульт случился шесть лет назад. В настоящее время Владимир Дмитриевич отдыхает на подмосковной даче в кругу семьи. Рядом с ним дети, внуки. И верная спутница жизни супруга Наталья Федоровна. Все живут надеждой на то, что здоровье и работоспособность Владимира Дмитриевича придут в норму. К сожалению, речь еще не восстановилась.

29 июля 1998 года у талантливого русского писателя юбилей – 80-летие. Мы желаем Владимиру Дмитриевичу Дудинцеву поскорее вернуться в писательский строй. От души поздравляем юбиляра!

Борис ВЕЛИЦЫН.

Фото автора.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КОРТНИ ЛАВ ВЫЙДЕТ НА СЦЕНУ
ТРИ ГРУППЫ МЫШЦ ВРАЩАЮТ ТУЛОВИЩЕ
БАРБРА СТРЕЙЗАНД: ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬЮ, А ДЕНЬГИ ДЕНЬГАМИ
НА КУХНЕ, ГДЕ КИПИТ ВАРЕНЬЕ
В НЬЮ-ЙОРКСКИХ ТАКСИ БОЛЬШЕ НЕ УСЛЫШАТ ПЛАСИДО ДОМИНГО
СТИНГ ТОПИЛ СВОЕ ГОРЕ В ШАМПАНСКОМ
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОТ СТАРЕНИЯ
СЕРГЕЙ ЛИСОВСКИЙ: ВРЕМЯ ЖИТЬ
ДЕЙВУ МУСТЕЙНУ НЕ УДАЛОСЬ РАЗВЕЯТЬ СЛУХИ
ТВОЙ ПЛАНШЕТ Я НАВЕК СОХРАНИЛА
РИНГО СТАРР ПРЕДПРИНЯЛ “ПОЛИТИКУ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ”
РЭППЕРЫ ПРИЗНАНЫ ВИНОВНЫМИ
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
РОККИ ПО КЛИЧКЕ ЕНОТ
ОГРАБИЛИ ФОКСИ БРАУН
НУЖЕН ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА БУДЕТ ЖИТЬ!
УМЕРЛА БЕРИЛ БРАЙДЕН
Коротко
СДУВАЯ ПЫЛЬ ЗАБВЕНИЯ
ФОТОМОДЕЛИ ТОЖЕ УМЕЮТ ДРАТЬСЯ
МАДОННА – ДЕВЯТИКРАТНАЯ НОМИНАНТКА MTV VIDEO MUSIC AWARDS
ЛАЙЭМ ГЭЛЛАХЕР ЗАПЛАТИТ ЗА СЛОМАННЫЙ НОС $100.000
“СПЛИН” ОТСНИМЕТ “КАТИСЬ, КОЛЕСО”
ВДОВА РОЯ ОРБИСОНА СУДИТСЯ
Уикенд
ИЗНАСИЛОВАНИЕ В ДОМЕ УИТНИ ХЬЮСТОН
БУДЕТ В СОСТАВЕ VERVE НОВЫЙ ГИТАРИСТ?
ИЗМЕНЕНИЕ СУДЬБЫ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
У НАТАЛИИ МЕДВЕДЕВОЙ НОВЫЙ ПРОДЮСЕР
Цитаты
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ В КЛЯЗЬМИНСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ПРОДЛИТЕ СВОЕ ЛЕТО
БИЛЕТЫ НА ШОУ КЛЭПТОНА РАСКУПЛЕНЫ ЗА ТРИ ЧАСА
ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ


««« »»»