Лувр в пустыне

Культурная жизнь планеты продолжает неуклонно мигрировать на Восток, на сей раз – Ближний. В фокусе внимания политологов и авторов авантюрных романов и фильмов оказываются реальные и мнимые террористы, культурологи и религиоведы озабочены столкновением цивилизаций и перераспределением ролей среди мировых религий, где на авансцену все чаще выходит ислам, то как злодей, то как спаситель человечества от ужасов загнивающего Запада. И вновь все вертится вокруг денег.

Именно благодаря призраку нефтедолларов центр Вселенной, похоже, переместился в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Территория бывшего СССР, конечно же, не осталась за бортом этих судьбоносных процессов, хотя, в отличие от шейхов, «наши» лидеры не спешат пустить свалившиеся с неба (а точнее, бьющие фонтаном из-под земли) сверхдоходы на нужды культуры и престиж нации и государства. И все же празднование тысячелетия Казани и основание в столице Татарстана фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», как и фестиваль «Евразия» в Казахстане, – своеобразные весточки новой расстановки сил в мире.

Но вот незадача: за пределами СНГ значительно более известен другой кинофестиваль «Евразия» на любимом нашими соотечественниками турецком курорте Анталья. Хотя он значительно моложе алматинского – ему всего три года (напомню, что первая наша «Евразия» прошла еще в минувшем веке – в 1998 году). Справедливости ради отмечу, что турецкая версия возникла на базе традиционного смотра национального кино «Золотой апельсин» (не путать с ереванским «Золотым абрикосом»), которому уже более 40 лет.

А вот международные праздники киноискусства в ОАЭ – в Дубае и Абу-Даби – действительно молоды. Их по праву можно считать плодами модернизации и новой фазы культурного подъема на дрожжах «черного золота». «От Болливуда (производного от центра кинопроизводства в плодовитой Индии Бомбея, ныне Мумбай) до Голливуда», – так определяют диапазон своей программы организаторы только что закончившейся пышной манифестации в Абу-Даби.

Однако все это мелочи по сравнению с «контрактом века» – соглашением с правительством Франции о строительстве нового Лувра в пустыне – на острове Саадийят (в переводе «остров Счастья») неподалеку от столицы центра Вселенной. Проект рассчитан на 30 лет и принесет старушке-Европе 700 миллионов евро (из которых 400 миллионов составит плата за бренд «Лувр»).

Неистовые протесты музейных работников и европейской левой интеллигенции (петицию против «торговли культурой» подписали почти 5000 «властителей дум»), конечно, ни к чему не привели – против лома таких денег нет приема. Гигантская футуристская галерея, спроектированная модным архитектором Жаном Нувелем, откроется для посетителей в 2012 году.

А пока на острове Счастья уже есть филиал нью-йоркского Музея Гуггенхайма площадью в 30 000 квадратных метров. На очереди, помимо Лувра, национальный и морской музеи, а также развлекательный центр, роскошные отели, поля для игры в гольф, порты и причалы для приморских наслаждений.

По словам правителя ОАЭ шейха-миллиардера Халифы бен Зайед Аль Нахьяна, остров призван стать «светочем культурного опыта и обмена» при полном соблюдении норм, запретов и ценностей местной культуры, как оговорено в соглашении по поводу Лувра. Именно это положение особенно возмутило нечестивых европейцев, которые усмотрели в проекте призрак «Диснейленда». Ничего не поделаешь, видимо, придется привыкать к обычаям и нравам новых хозяев планеты.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №39 (482) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Компьютерный киноаттракцион
Двенадцать историй Свиридовой
Неистовый Рудольф
Одноклассники.ру


««« »»»