ПОПУРРИ ВОКРУГ ПЮПИТРА

Аврора, которая не богиня

Аврора (ежу известно) – богиня утренней зари. Воспета в одной из сонат Бетховена, авторами нескольких итальянских и немецких опер. Ее же имя на борту “Авроры”, которая в буйном 17-м громыхнула в сторону Зимнего дворца.

А вот если кто думает, что именно “розовоперстой” посвящена одноименная кантата Россини, тот ошибается. Его “Аврора” “принадлежит” Е.И.Кутузовой, вдове русского фельдмаршала.

Стал я домогаться в разных письменных источниках, за какие заслуги Екатерине Ильиничне такие почести. И узнал, что она была мудра и прекрасна, как Аврора, образованна, владела четырьмя языками, играла на фортепиано и даже сочиняла музыку. Блистала в театральном мире и при дворе.

В день коронации Павла I стала “кавалер-дамой”, удостоившись ордена Св. Екатерины. А модный в 1812 г. поэт Филипп Синельников посвятил столь доблестной супруге полководца оду: “На победы, одержанные его Светлостью господином генерал-фельдмаршалом князем Михаилом Ларионовичем Голенищевым-Кутузовым над французскими маршалами Наполеона Давистом и Неем при городе Смоленске, и на пожалование его по сему случаю Князем Смоленским”. Стало быть, это отблеск мужниной боевой славы озарил мирную земную “Аврору”.

За широкой спиной маэстро

История искусства изобилует примерами мистификаций. Это не всегда корыстный плагиат. Иногда наоборот. Вот и я, грешным делом, подумываю: поскольку из-за беззвездности мои книжки не издают, попробовать “найти” утерянную рукопись какой-нибудь литературной знаменитости…

Это французский музыкант Франсис Казадеюс (1870 – 1954) надоумил. Свой кровный “Аделаида-концерт” он выдал за творение десятилетнего Моцарта (1756 – 1791), рукопись которого якобы обнаружил в архиве. Слушатели восхищались талантом вундеркинда Вольфганга, музыковеды – благородством и бескорыстием скрипача, не очень в ту пору известного. Казадеюс трезво рассудил: слава потерпит, зато вещь наверняка получит признание. Так и случилось.

Вот и музыкальному сочинителю Франсуа Куперену (1668 – 1733) тоже пришлось пойти на подлог. Творил, играл, а публика принимала без энтузиазма. Мода в Париже была на итальянцев. Тогда хитрый француз написал сразу три сонаты в “итальянском стиле” и объявил произведениями вымышленного итальянца Куперино. Пошли на “бис”.

Будучи знаменитым, Кристоф Глюк (1714 – 1787) – по версиям, то ли чех, то ли немец – решил оказать покровительство юному

Антонио Сальери (1750 – 1825). “Освятил” мнимым соавторством его оперу “Данаиды”. И только после ее шумного успеха в Париже прилюдно известил о своем “свадебном генеральстве”. Сальери сразу столь шустро пошел в гору, что впоследствии удостоился пера самого Пушкина. Правда, в злодейской роли. Но и геростратова слава становится исторической, если к ней прикоснулся гений.

Молодой Ференц Лист (1812 – 1886) рискнул выдать исполняемые им в концертах собственные пьесы за произведения самого Бетховена (1770 – 1827), благо покойный уже не мог предъявить претензии. Успех был потрясающий. А вслед и собственное имя “обмаэстрилось”. Вот так и выбивались в люди.

Самый нашумевший случай подделок – издание Фрицем Крейслером (1875 – 1962) в 1905 году серии пьес для скрипки и фортепиано под названием “Классические рукописи”. Боясь неодобрения публики, он выдал свои сочинения за обработку произведений мастеров прошлого – Куперена, Пуньяни, Боккерини и др. Стилизация оказалась столь искусной, что целых 30 лет подлинность пьес не вызывала никаких сомнений. Лишь в 1935 г. Крейслер признался друзьям в мистификации.

Под ложным именем

Под псевдонимами творят люди, недовольные своей фамилией, скромники и нарушители законности. Может, еще кто-нибудь. Композитор Брамс, например, в молодости почему-то решил, что больше веса его фортепианным пьесам придаст фамилия Маркс. Пианист Гофман представлялся Михаилом Дворским, а дирижер ВудПаулем Кленовским. Автор одной из самых протяженных ораторий “Книга жизни” Николай Обухов подписывал сочинения “скромненько”: “Николай-ясновидец”. Вполне миролюбивый по сути творчества Н.Мясковский, выдающийся искусствовед, симфонист, навлек на себя напраслину своим псевдонимом “Мизантроп”, т.е. “Человеконенавистник”. А вот азербайджанский певец Мамедов выбрал себе лирический псевдоним: Бюль-Бюль, то бишь “Соловей”. Это вам не какой-нибудь басенный “Петух”. Пунто – знаменитый валторнист итальянскую фамилию сменил на немецкую: Штихом назвался. Но все равно “Уколом” был (если по-русски), “Уколом” и остался.

Как на Руси бывало: пока заграница не признает, в отечестве нипочем в люди не выбьешься. Русский певец Михаил Иванович Сиротин, имея высокий бас, прозябал в неизвестности. Съездил в Италию, попел, стал Сариотти, под этой фамилией вернулся в Петербург, был принят в Мариинский театр и стал знаменит.

Певучие черепашки

Черепашка – однорядная гармонь, получившая название по месту первоначального производства – г. Череповца. Но есть еще “невская черепашка”. С берегов Невы? В общем-то так. Но не от реки, а от Невского, усовершенствовавшего “череповецкую черепашку”, произошло название. Хотя, по правде сказать, и Невского-то такого не существовало, это – псевдоним виртуоза-гармониста Петра Емельяновича Емельянова (1848 – 1916). Мастер был петь сатирические песенки да куплеты под собственный аккомпанемент на гармонике или балалайке.

Музыка водила его кистью

Возможно, в состоянии душевной грусти, философской меланхолии родился у художника замысел картины “Над вечным покоем”. Хмурое, будто предгрозовое небо, холодные тени на речных водах и смиренная часовенка, хранящая покой незримых обитателей старого погоста, пребывающих в вечности.

Известно, что Исаак Левитан писал это полотно под звуки бетховенской “Лунной сонаты”, которую играла пианистка. Казалось, мягкие, будто приглушенные звуки музыкальной фантазии должны были лечь на полотно серебристыми мазками романтической надежды на просветление и радость. Однако художник переносил из музыки на холст только печальные ноты. Впрочем, может, это мое восприятие при сопоставлении двух великих произведений дилетантично. Мастеру виднее.

Под фортепианные звуки пьес Чайковского создавалась картина “Последние дни осени”. Писал Левитан и “под Грига“…

“Квартету” – стих, “Кофейнице” – либретто

Горазды у нас человека шельмовать. Уж на что активным борцом за чистоту моральных устоев общества был дедушка Крылов, но и под него норовят компромат подложить. И ленив-то он был: даже убойную картину над своим креслом не удосуживался укрепить, мол, по расчетам она должна при падении миновать его голову. И обжорой-то он был. Любил баснописец плотно и вкусно покушать, верно. А кто не любит? И Лафонтена-то он-де обобрал. Ну позаимствовал у француза аллегорическую манеру, не поленитесь сравнить подстрочники творчества Жана и басни Ивана, убедитесь, что легче собственную написать, чем из французской басни русскую создать.

А знаете ли вы, что этот “увалень” Крылов был прекрасным скрипачом? В петербургских салонах он исполнял партии первой скрипки в квартетах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Крылов написал комические оперы “Кофейница”, “Бешеная семья” (муз. О.Тевеса), “Американцы” (муз. Е.Фомина), волшебно-патриотическую оперу “Илья Богатырь” (муз. К.Кавоса). А сколько басен Крылова послужило темами музыкальных произведений А.Рубинштейна, Д.Шостаковича и других знаменитых композиторов, не вдруг-то и сочтешь. Уж они-то знали толк в темах.

Виталий ТУМАНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ФРЭНК СИНАТРА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ США
КАНТРИ-ЗВЕЗДЫ ВЫИГРЫВАЮТ ДЕЛО
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ БИЗНЕСА
ROLLING STONES ВЫБРАЛИ “СПЛИН”
РЭППЕР БИГ БЭБИ ДЖЕЗУС ВОРУЕТ КРОССОВКИ
ПРАЗДНИК ДЖАЗА В АРМЯНСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ
Мадонна дебютирует на театральной сцене
ОЛЕГ ГАЗМАНОВ – ЮНОШЕСКИМ ИГРАМ
УБИЙСТВО ТЕМНОКОЖЕЙ МОДЕЛИ ЕЩЕ НЕ РАСКРЫТО
ТРИ МИРА НОВОЙ “ЗОЛУШКИ”
ЛЛОЙД УЭББЕР РАССТАЕТСЯ С ЖЕНОЙ
КИРКОРОВ ДАСТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕРТОВ
“ДОН ЖУАН” НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДИРИЖЕРА
КОГДА ТАНЦУЕТ ДУША
АРТИСТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ПОШЛЯКОМ ТЫ БЫТЬ ОБЯЗАН!
ПОЛА АБДУЛ ПРОДАЛА СВОЙ ДОМ
ГИТАРИСТ РОБЕРТ УОТЧЕЛ ЛЮБИТ ДЕТЕЙ
Коротко
ЗВЕЗДА БАСКЕТБОЛА МЕШАЛА PEARL JAM
СКОТТ УЙЭЛАНД СНОВА НЕ ЯВИЛСЯ В СУД
ГОСТЬЯ ИЗ ПИТЕРА
ДИ ЭМ ЭКС НЕВИНОВЕН
У ДЖО ДЖЕКСОНА СЛУЧИЛСЯ УДАР
ИТОГИ КОНКУРСА “МП-80″
СНЕСУТ ЛИ “СТЕНУ ЦОЯ”?
УСТАВШИЕ URIAH HEEP НЕ ДОЕХАЛИ ДО CHESTERFIELD
МАЛЬТА И МАЛЬТИЙЦЫ – ЧТО МЫ О НИХ НЕ ЗНАЕМ
ТАБЛОИД GLOBE ПОЛУЧИЛ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
“АРИЯ” ВНЕСЛА ДНЕПРОПЕТРОВСК В “ЧЕРНЫЙ СПИСОК”
ВОКАЛИСТКА SPICE GIRLS ОТМЕНИЛА СВОЮ СВАДЬБУ
УМЕР “КОРОЛЬ КОВБОЕВ”
ЙОКО ОНО НЕ НАЖИВАЕТСЯ
МАДОННУ ОБВИНЯЮТ
НИК МАККЕЙБ БУДЕТ ОТДЫХАТЬ ДО КОНЦА ГОДА
ЭЛТОН ДЖОН ОПЯТЬ ПЕРВЫЙ


««« »»»