В учебном театре ГИТИС завершился показ дипломных работ балетмейстерского факультета (мастерская проф. Л.Таланкиной). С настороженным любопытством ожидался этот экзамен. Десятки танцевальных трупп, гастролировавших в Москве в последние годы (преимущественно зарубежных), настойчиво пытались убедить нас, что время классического танца, его большого стиля, одухотворенности кануло в Лету и главное сейчас – ошеломить зрителей новизной формы любого качества. А поскольку мы – единственная страна в мире, где учат “на балетмейстеров”, было тем более интересно познакомиться “из первых рук” с основными тенденциями развития отечественной хореографии.
Иван Фадеев пришел в ГИТИС из спорта, и это “прошлое” наложило определенный отпечаток на его художественный почерк. Пластический язык И.Фадеева современен, ярок, выразителен, в нем отчетливо ощутима главная заповедь русского искусства – размышление о вечном. И оттого, что ему есть что сказать, форма его высказывания почти всегда органична, рождена в сплаве мысли и чувства. Герои Фадеева часто как бы “смотрят в себя”, но эти “небалетные” минуты содержательно выразительны, образны. Наиболее значительным для молодого балетмейстера является его номер “Яго и Отелло” на музыку О.Месиана, своеобразный поединок двух антиподов. Точно найденная мизансцена позволяет мгновенно ощутить крах гармонии для шекспировского героя: Яго (солист Большого театра Я.Годовский) будто тисками обхватывает сзади голову Отелло (И.Фадеев), заставляя смотреть на мир своими глазами, “зомбируя” его сознание.
У выпускницы Анжелики Агеевой иное мироощущение, более мягкое, по-женски светлое, к тому же воспитанное в строгих канонах классики. Она достаточно свободно владеет современным хореографическим сленгом, но главное для нее – поиск потаенной красоты мира. Она может быть скрыта в корявых движениях девчонки, самозабвенно скачущей под гудение автомобильных клаксонов, и тут же внезапно предстать в своем совершенном виде – в образе балерины в белоснежной пачке. А.Агеева выстраивает свои номера как небольшие спектакли. Так хореографическая картина “На берегу” сразу приковывает внимание атмосферой ожидания чего-то или кого-то, кто развеет серый тусклый вечер в кафе с бесконечным дождем за окнами, грустным саксофонистом, молодым человеком с газетой в руках. И она появляется – в модном бирюзовом комбинезоне, черных туфельках – осуществленная мечта о жизни кипучей, полной тревоги и счастья… Но вновь хлещет за окнами унылый дождь, грустит саксофонист, и скользят тени прохожих на улице.
Этот дар образного преображения мира присущ и работе Елены Барышниковой, чье хореографическое действо “Весело на душе” на музыку В.Гаврилина “Перезвоны” произвело наибольшее впечатление. То был портрет русской души, и мы, вглядываясь в него как в полузабытую семейную фотографию, будто заново ощущали себя, осмысляя судьбу свою и Родины. Сколько поэзии таится в простых, немудреных движениях танца, но возникает в них исподволь образ народа, способного благодарно принять то немногое, чем одарит скупая на радость жизнь. Вот идут-плывут лебедушками 5 сударушек, и в каждой – тихая ласка. Взглянет, платочком махнет, плечиком поведет – себя забудешь! Вот сидит на лубочном жеребенке в яблоках дитятко, и краше его нет на свете для матери, потому и летит ее душа, как птица поднебесная. А вот девушки на зорьке вышли солнышко встретить, и явились им двое малышей – мальчик да девочка – счастье их будущее.
Дипломные работы выпускников балетмейстерского факультета РАТИ показали, что наша хореографическая школа не растеряла своих великих традиций и уверенно преодолевает обманчивый морок искусителей.
Нелли ОНЧУРОВА.
На снимке: А. Агеева.Номер “Фея зимы”.