ТРИ МИРА НОВОЙ “ЗОЛУШКИ”

“Золушка” – сказка, которая всегда увлекает и детей, и взрослых. Одним она дарит счастье, другим дает надежду на счастье. Даже если уже устал надеяться…

Я сегодня смеюсь над собой.

Мне так хочется счастья и ласки.

Мне так хочется глупенькой сказки,

Детской сказки про сон золотой.

Эти пронзительные слова Александра Вертинского стали лейтмотивом новой “Золушки” (режиссер-постановщик С.Железкин, художники-постановщики – А.Крупенин и В.Никоненко) на сцене московского детского кукольного Театра теней.

Гаснет свет, раскрывается занавес, и мы с вами попадаем за кулисы. За ажурным переплетом оконных рам в вечерних сумерках проступают силуэты домов большого города, украшенные множеством светящихся окон. Где-то там, на сцене еще продолжают звучать аплодисменты. Входит Актриса. Медленно, задумчиво проходит по комнате. Садится в кресло. Зажигает свечу. Произносит, как заклинание, уже знакомые нам стихи, и… вновь оживает вечный сюжет вечной сказки.

Нет, пожалуй, в искусстве жанра, куда бы не пришла “Золушка”. И не падчерицей – принцессой. В книжные иллюстрации, кино- и диафильмы, спектакли – драматические и кукольные, мультфильмы, песни, оперу, балет, радио- и телепостановки.

Но везде сказка живет в одном мире, одном пространстве: книжной страницы, кадров кинопленки, студии звукозаписи, сценической площадке.

Здесь же, в Театре теней, персонажи “Золушки” осваивают сразу три совершенно разных мира: мир плоских теневых кукол, мир марионеток и, наконец, наш с вами настоящий, всамделишный мир.

Роль Актрисы исполняет Нелли Кондрашова. Эта роль стала этапной в творчестве ведущей актрисы, много лет проработавшей на сцене Театра теней. Конечно, ей не раз приходилось выходить на сцену в так называемом “живом плане”, который в кукольном спектакле выполняет вспомогательную, служебную функцию. Здесь же режиссер-постановщик поставил перед исполнительницей совершенно иную задачу.

Актриса – настоящая драматическая роль. Самодостаточная и самодовлеющая. Силой своего воображения и таланта Актриса воскрешает старинный сюжет и ведет его от грустного начала к счастливому концу.

Есть в спектакле момент, когда Актриса так вживается в волшебный кукольный мир, что сама начинает говорить сразу за Золушку, мачеху и ее сестер. Часть зрителей даже не замечает подмены, хотя все происходит открыто, на наших глазах. Настолько это перевоплощение органично, убедительно и виртуозно. Нельзя не отметить работу Виктора Пронина, тоже играющего несколько ролей.

Новая “Золушка” нравится детям и их родителям. Спектакль затрагивает струны души и маленьких, и взрослых. Однако есть в нем, на мой взгляд, досадные “заусенцы”, которые возникают из-за того, что с самого начала не обозначены правила игры “театра в театре”.

Текст спектакля в основном стихотворный. Поэтому воспринимается более эмоционально и легко. И вдруг все разрушающим диссонансом бесцеремонно врывается откровенно пошлая фраза, которую произносит Король после исчезновения Золушки: “Говорил я тебе, сынок, что принцессу надо было держать не за ногу, а за руку. Тогда бы тебе досталась ее рука, а не нога. Ха-ха-ха”. Король явно из другой постановки, пусть бы там и оставался.

Фонограмма аплодисментов воспринимается зрителями как команда похлопать Н.Кондрашевой, играющей Актрису, а вовсе не как свидетельство успеха героини спектакля.

Буквально из “ниоткуда” появляется кукольный Петрушка (В.Пронин) и вместе с Актрисой начинает наблюдать за сюжетом сказки.

– А что будет дальше? – с нетерпением спрашивает он.

– Я тебе потом расскажу, – обещает Актриса.

И вдруг, неожиданно для всех, Петрушка из наблюдателя сам превращается в героя сказки. И уже не королевские слуги, а он, Петрушка, примеряет туфельку дочкам мачехи.

Подобных “заусенцев” в “Золушке” немало. Но все встанет на свои места, если авторы спектакля сделают необходимые смысловые акценты: перед нами не просто Актриса, а Актриса кукольного театра, мечтающая о Роли, которую ей так и не пришлось сыграть. Тут и оживает одна из кукол – Петрушка, которая помогает Актрисе осуществить ее мечту.

Нет-нет, я не претендую на роль соавтора – эта идея заложена в самой постановке, только она недостаточно четко подана, а потому и непонятна зрителю.

Газетная рецензия живет всего один день. Спектакль – годы. “Доктор Айболит” в Театре теней за тридцать лет порадовал шесть поколений маленьких зрителей, но он по-прежнему молод и интересен. Очень хочу пожелать “Золушке” такой же завидной судьбы.

Дмитрий РОГОЖКИН.

Фото Ларисы СОЛОВЬЕВОЙ.

На снимках: Актриса – Н.Кондрашова; персонажи спектакля.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ФРЭНК СИНАТРА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ США
КАНТРИ-ЗВЕЗДЫ ВЫИГРЫВАЮТ ДЕЛО
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ БИЗНЕСА
ROLLING STONES ВЫБРАЛИ “СПЛИН”
РЭППЕР БИГ БЭБИ ДЖЕЗУС ВОРУЕТ КРОССОВКИ
ПРАЗДНИК ДЖАЗА В АРМЯНСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ
Мадонна дебютирует на театральной сцене
ОЛЕГ ГАЗМАНОВ – ЮНОШЕСКИМ ИГРАМ
УБИЙСТВО ТЕМНОКОЖЕЙ МОДЕЛИ ЕЩЕ НЕ РАСКРЫТО
ПОПУРРИ ВОКРУГ ПЮПИТРА
ЛЛОЙД УЭББЕР РАССТАЕТСЯ С ЖЕНОЙ
КИРКОРОВ ДАСТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕРТОВ
“ДОН ЖУАН” НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДИРИЖЕРА
КОГДА ТАНЦУЕТ ДУША
АРТИСТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ПОШЛЯКОМ ТЫ БЫТЬ ОБЯЗАН!
ПОЛА АБДУЛ ПРОДАЛА СВОЙ ДОМ
ГИТАРИСТ РОБЕРТ УОТЧЕЛ ЛЮБИТ ДЕТЕЙ
Коротко
ЗВЕЗДА БАСКЕТБОЛА МЕШАЛА PEARL JAM
СКОТТ УЙЭЛАНД СНОВА НЕ ЯВИЛСЯ В СУД
ГОСТЬЯ ИЗ ПИТЕРА
ДИ ЭМ ЭКС НЕВИНОВЕН
У ДЖО ДЖЕКСОНА СЛУЧИЛСЯ УДАР
ИТОГИ КОНКУРСА “МП-80″
СНЕСУТ ЛИ “СТЕНУ ЦОЯ”?
УСТАВШИЕ URIAH HEEP НЕ ДОЕХАЛИ ДО CHESTERFIELD
МАЛЬТА И МАЛЬТИЙЦЫ – ЧТО МЫ О НИХ НЕ ЗНАЕМ
ТАБЛОИД GLOBE ПОЛУЧИЛ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
“АРИЯ” ВНЕСЛА ДНЕПРОПЕТРОВСК В “ЧЕРНЫЙ СПИСОК”
ВОКАЛИСТКА SPICE GIRLS ОТМЕНИЛА СВОЮ СВАДЬБУ
УМЕР “КОРОЛЬ КОВБОЕВ”
ЙОКО ОНО НЕ НАЖИВАЕТСЯ
МАДОННУ ОБВИНЯЮТ
НИК МАККЕЙБ БУДЕТ ОТДЫХАТЬ ДО КОНЦА ГОДА
ЭЛТОН ДЖОН ОПЯТЬ ПЕРВЫЙ


««« »»»