“Золушка” – сказка, которая всегда увлекает и детей, и взрослых. Одним она дарит счастье, другим дает надежду на счастье. Даже если уже устал надеяться…
Я сегодня смеюсь над собой.
Мне так хочется счастья и ласки.
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки про сон золотой.
Эти пронзительные слова Александра Вертинского стали лейтмотивом новой “Золушки” (режиссер-постановщик С.Железкин, художники-постановщики – А.Крупенин и В.Никоненко) на сцене московского детского кукольного Театра теней.
Гаснет свет, раскрывается занавес, и мы с вами попадаем за кулисы. За ажурным переплетом оконных рам в вечерних сумерках проступают силуэты домов большого города, украшенные множеством светящихся окон. Где-то там, на сцене еще продолжают звучать аплодисменты. Входит Актриса. Медленно, задумчиво проходит по комнате. Садится в кресло. Зажигает свечу. Произносит, как заклинание, уже знакомые нам стихи, и… вновь оживает вечный сюжет вечной сказки.
Нет, пожалуй, в искусстве жанра, куда бы не пришла “Золушка”. И не падчерицей – принцессой. В книжные иллюстрации, кино- и диафильмы, спектакли – драматические и кукольные, мультфильмы, песни, оперу, балет, радио- и телепостановки.
Но везде сказка живет в одном мире, одном пространстве: книжной страницы, кадров кинопленки, студии звукозаписи, сценической площадке.
Здесь же, в Театре теней, персонажи “Золушки” осваивают сразу три совершенно разных мира: мир плоских теневых кукол, мир марионеток и, наконец, наш с вами настоящий, всамделишный мир.
Роль Актрисы исполняет Нелли Кондрашова. Эта роль стала этапной в творчестве ведущей актрисы, много лет проработавшей на сцене Театра теней. Конечно, ей не раз приходилось выходить на сцену в так называемом “живом плане”, который в кукольном спектакле выполняет вспомогательную, служебную функцию. Здесь же режиссер-постановщик поставил перед исполнительницей совершенно иную задачу.
Актриса – настоящая драматическая роль. Самодостаточная и самодовлеющая. Силой своего воображения и таланта Актриса воскрешает старинный сюжет и ведет его от грустного начала к счастливому концу.
Есть в спектакле момент, когда Актриса так вживается в волшебный кукольный мир, что сама начинает говорить сразу за Золушку, мачеху и ее сестер. Часть зрителей даже не замечает подмены, хотя все происходит открыто, на наших глазах. Настолько это перевоплощение органично, убедительно и виртуозно. Нельзя не отметить работу Виктора Пронина, тоже играющего несколько ролей.
Новая “Золушка” нравится детям и их родителям. Спектакль затрагивает струны души и маленьких, и взрослых. Однако есть в нем, на мой взгляд, досадные “заусенцы”, которые возникают из-за того, что с самого начала не обозначены правила игры “театра в театре”.
Текст спектакля в основном стихотворный. Поэтому воспринимается более эмоционально и легко. И вдруг все разрушающим диссонансом бесцеремонно врывается откровенно пошлая фраза, которую произносит Король после исчезновения Золушки: “Говорил я тебе, сынок, что принцессу надо было держать не за ногу, а за руку. Тогда бы тебе досталась ее рука, а не нога. Ха-ха-ха”. Король явно из другой постановки, пусть бы там и оставался.
Фонограмма аплодисментов воспринимается зрителями как команда похлопать Н.Кондрашевой, играющей Актрису, а вовсе не как свидетельство успеха героини спектакля.
Буквально из “ниоткуда” появляется кукольный Петрушка (В.Пронин) и вместе с Актрисой начинает наблюдать за сюжетом сказки.
– А что будет дальше? – с нетерпением спрашивает он.
– Я тебе потом расскажу, – обещает Актриса.
И вдруг, неожиданно для всех, Петрушка из наблюдателя сам превращается в героя сказки. И уже не королевские слуги, а он, Петрушка, примеряет туфельку дочкам мачехи.
Подобных “заусенцев” в “Золушке” немало. Но все встанет на свои места, если авторы спектакля сделают необходимые смысловые акценты: перед нами не просто Актриса, а Актриса кукольного театра, мечтающая о Роли, которую ей так и не пришлось сыграть. Тут и оживает одна из кукол – Петрушка, которая помогает Актрисе осуществить ее мечту.
Нет-нет, я не претендую на роль соавтора – эта идея заложена в самой постановке, только она недостаточно четко подана, а потому и непонятна зрителю.
Газетная рецензия живет всего один день. Спектакль – годы. “Доктор Айболит” в Театре теней за тридцать лет порадовал шесть поколений маленьких зрителей, но он по-прежнему молод и интересен. Очень хочу пожелать “Золушке” такой же завидной судьбы.
Дмитрий РОГОЖКИН.
Фото Ларисы СОЛОВЬЕВОЙ.
На снимках: Актриса – Н.Кондрашова; персонажи спектакля.