ГОСТЬЯ ИЗ ПИТЕРА

Богат, красив и обширен репертуар Ирмы Ниорадзе – солистки Мариинского театра, лауреата международного конкурса. В числе ее партий – Жизель и Раймонда, Китри и Одетта-Одиллия, Никия и Гамзатти, Фея Сирени и Медора, Жар-Птица и Зарема. Но у каждой балерины есть своя, особенно желанная роль – заветная и любимая, своя “героиня-мечта”. Такой мечтой, реализованной счастливо и самобытно, стала Мехменэ-Бану, показанная петербургской гостьей в Большом театре.

“Легенду о любви” (музыка А.Меликова, постановка Ю.Григоровича, сценография С.Вирсаладзе) мне довелось видеть десятки раз – в Ленинграде, Баку, Новосибирске, Москве. И следует отдать должное Ниорадзе: ее Мехменэ оказалась в кругу самых значительных, самых своеобычных прочтений данной партии. Настоящий, без натяжек, успех Ниорадзе объясняется целой вереницей обстоятельств. Не забудем: она еще успела побывать в ученицах у великого Вахтанга Чабукиани. Заметим: ее санкт-петербургские наставницы имеют к “Легенде” самое прямое отношение. Ольга Моисеева прекрасно танцевала ту же самую партию в премьере. А Нинель Кургапкина – среди самых мастеровитых и обаятельных исполнительниц роли Ширин. К сказанному прибавим типичную для Мариинского балета способность скрупулезно хранить первоначальный “текст” давних постановок. И еще одно качество, далеко не безразличное для такой роли: истинно восточная, природная мягкость пластики и женственная стройность танца Ниорадзе. Но сверх перечисленных факторов успеха необходимы талант и смелость.

Талант сказался в уверенном, властном овладении сложнейшей партитурой образа. Огромной протяженности монологи, остроконфликтные, полные душевного разлада дуэты – реальные и воображаемые. Мистически-утонченные трио… Все превращено балериной в монументальную панораму человеческой жизни с несчастьями, испытаниями, бедами бытия и победами духа.

Смелость обнаружилась в явном нежелании повторять чужие достижения. Мехменэ Ниорадзе предстает во многом неожиданной. Мы и не подозревали, что можно найти именно такие ракурсы, расставить именно такие акценты, предложить именно такие краски. Изначально предполагалось и полагалось показывать венценосную героиню в нескольких “амплуа”: вот мудрая государыня, вот нежнейшая и преданнейшая из сестер, а вот Женщина, безнадежно влюбленная в Ферхада. Ниорадзе с поразительной, “рисковой” решимостью сосредоточилась на истории влюбленной Женщины. И, право, ее истории хватило, чтобы заполнить время действия поэзией страданий, бурями страсти, счастьем видений и терзаньями ревности. Мир чувств новой Мехменэ неисчерпаем. Эмоции полыхают огнем, словно алые одежды царицы. И отбрасывают трагически-черную тень, словно ее траурные покровы.

Роль выстроена Ниорадзе на подчеркнуто-внезапных и вместе с тем сказочно-органичных переходах. От резко синкопированных немых криков, стонов, воплей – к мелодически-напевной кантилене исповедей и мечтаний, то исступленно пламенных, то подобных неутешному и неутишимому плачу. И в каждый момент театрального существования руки Ниорадзе, ее сильные, крупные, необыкновенно гибкие кисти живут своей колдовской жизнью. Поют, рыдают, повелевают, творят молитву. И вдруг, лишь трижды на протяжении спектакля, безвольно опадают жестом глубочайшей усталости и отчаяния.

Вообще в такой Мехменэ заключено нечто колдовское. Отсюда новые интонации диалога с Дервишем (дебют солиста ГАБТа Е.Керна). Перед нами не загипнотизированная жертва, но достойная и могучая партнерша чародея. Отсюда будто сымпровизированные блестящим характерным танцовщиком ГАБТа Владимиром Моисеевым новые реакции. Его Визирь, надменно-злобный и властолюбивый, вдруг испытывает воздействие “магического излучения” Царицы. Отсюда чудовищная фантасмагория глумливого пляса Шута (в замечательной интерпретации солиста ГАБТа А.Петухова) близ горестно окаменелой, погруженной в тяжкую медитацию Мехменэ. Одним словом, можно выбрать любую сцену и отыскать там новопрочтения. И заново “засмотреться” на роль.

Тем досадней единственная накладка в виде далеко не идеально исполненных фуэте, столь принципиально важных для картины погони. Быть может, имеет смысл не усложнять и без того очень трудное па, а сделать четко и точно, по центру и “по школе” одинарные фуэте. Впрочем, тут уже не индивидуальная проблема Ирмы Ниорадзе, а существенный вопрос сегодняшних исполнительских технологий.

Петербургская балерина напомнила: “Легенда о любви” абсолютно исключает стремленье “хлопотать лицом”. Всякое излишнее мимирование при столь условной и чертежно-ясной хореографии выглядит отсебятиной. Увы, именно так смотрелись наивно-игривые и сентиментально-грустные гримаски Елены Андриенко – Ширин и героизированно-бодрые улыбки виртуозного (хотя сильно похожего на Спартака) Александра Ветрова – Ферхада. Впрочем, мелкие сюрпризы не заслонили художественной значительности и самодостаточной ценности Мехменэ-Бану, изваянной петербургской балериной. Надеюсь, визит Ирмы Ниорадзе в Большой театр возымеет продолжение.

Елена ЛУЦКАЯ.

На снимке: Мехменэ-Бану – И.Ниорадзе.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АРТИСТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ПОШЛЯКОМ ТЫ БЫТЬ ОБЯЗАН!
СКОТТ УЙЭЛАНД СНОВА НЕ ЯВИЛСЯ В СУД
ФРЭНК СИНАТРА В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ США
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ БИЗНЕСА
БИЛЛИ КОРГАН ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОЛОСТЯК
Коротко
У ДЖО ДЖЕКСОНА СЛУЧИЛСЯ УДАР
ROLLING STONES ВЫБРАЛИ “СПЛИН”
ПРАЗДНИК ДЖАЗА В АРМЯНСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ
УМЕРЛА ЖЕНА БАРАБАНЩИКА RUSH
ИТОГИ КОНКУРСА “МП-80″
УСТАВШИЕ URIAH HEEP НЕ ДОЕХАЛИ ДО CHESTERFIELD
ОЛЕГ ГАЗМАНОВ – ЮНОШЕСКИМ ИГРАМ
ТРИ МИРА НОВОЙ “ЗОЛУШКИ”
НА ДОМ ФОКСИ БРАУН СОВЕРШЕНО НАПАДЕНИЕ
МАЛЬТА И МАЛЬТИЙЦЫ – ЧТО МЫ О НИХ НЕ ЗНАЕМ
“АРИЯ” ВНЕСЛА ДНЕПРОПЕТРОВСК В “ЧЕРНЫЙ СПИСОК”
КИРКОРОВ ДАСТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕРТОВ
ПОПУРРИ ВОКРУГ ПЮПИТРА
ДОННИ ОСМОНД – МАЗОХИСТ
ВОКАЛИСТКА SPICE GIRLS ОТМЕНИЛА СВОЮ СВАДЬБУ
ЙОКО ОНО НЕ НАЖИВАЕТСЯ
ПОЛА АБДУЛ ПРОДАЛА СВОЙ ДОМ
КОГДА ТАНЦУЕТ ДУША
ПЕВЕЦ ВЕККЕР ЛИШЕН СВОБОДЫ
МАДОННУ ОБВИНЯЮТ
ЭЛТОН ДЖОН ОПЯТЬ ПЕРВЫЙ
ЗВЕЗДА БАСКЕТБОЛА МЕШАЛА PEARL JAM
КАНТРИ-ЗВЕЗДЫ ВЫИГРЫВАЮТ ДЕЛО
НЭНСИ ВЫПУСКАЕТ АЛЬБОМ В ЧЕСТЬ ОТЦА
СНЕСУТ ЛИ “СТЕНУ ЦОЯ”?
ДИ ЭМ ЭКС НЕВИНОВЕН
РЭППЕР БИГ БЭБИ ДЖЕЗУС ВОРУЕТ КРОССОВКИ
ГОД БЕЗ “МУМИЙ ТРОЛЛЯ”?
БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ МАЛЕНЬКОГО ГОРОДА


««« »»»