Голос на все времена

Творчество Федора Ивановича ШАЛЯПИНА – одна из самых блистательных страниц русского и мирового музыкального театра конца XIX – начала XX столетия. “Ты в русском искусстве музыки первый, как в искусстве слова первый Толстой”, – писал Шаляпину А.М.Горький и добавлял: “…в русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин”.

В этом году отмечаются три юбилейные даты в жизни и творчестве гениального сына России – 135 лет со дня рождения (13 февраля 1873 года), 70 лет со дня кончины (12 апреля 1938 года) и 20 лет со дня выхода в Советском Союзе его книги “Маска и душа”, запрещенной в нашей стране после выхода ее в 1932 году в Париже.

Сценические образы Федора Шаляпина были исполнены шекспировской мощи, современники сравнивали их с титанами Микеланджело. Многогранность великого артиста, его талантливость в различных областях искусства напоминали о людях Возрождениях. Федор Иванович был скульптором, рисовальщиком, писал стихи, прозу, но стал певцом – артистом, мыслящим как художник, поэт, композитор. И этот способ мышления был способом его отношений с миром, которые во всем многообразии воплотились в его сценическом творчестве.

Шаляпин родился во флигеле дома Лисицына на Рыбнорядской улице Казани. Вскоре после его рождения семья переехала в деревеньку Ометово, неподалеку от города. Именно там он впервые услышал от матери протяжные русские песни о тяжелой женской доле на Руси. Матушка – Евдокия Михайловна Прозорова – была простой русской женщиной, доброй, кроткой, отзывчивой. Это был единственный для Феди человек, которому он во всем верил и мог рассказать все, чем в ту пору жила его душа.

Отец будущего певца, выходец из крестьян Вятской губернии Иван Яковлевич Шаляпин, служил писарем в городской управе. Трезвым он был молчалив, а когда приходил домой во хмелю, бил нещадно и детей, и жену. Но ни постоянный голод, ни побои не могли заглушить в маленьком Феде оптимизма, жадного интереса к жизни.

Когда семья вновь вернулась в Казань, живший с ними в одном доме регент одного из церковных хоров первым заметил музыкальную одаренность мальчика и пригласил его петь в церковном хоре. Федя принимал участие в церковных службах, пел дискантом. Кроме того, чтобы подзаработать, подросток пел на свадьбах, похоронах, молебнах, пел с наслаждением, полностью отдаваясь музыке.

Отец же видел в сыне писаря. А Федор, увлеченный театром, ушел из родительского дома, и начались его странствия по Волге, закончившиеся в Тифлисе. Именно в Тифлисе он впервые спел Мефистофеля (опера Ш.Гуно “Фауст”), Варлаама (“Борис Годунов” М.Мусоргского), Мельника “Русалка” А.Даргомыжского) и Дона Базилио “Севильский цирюльник” Д.Россини).

Огромную роль в судьбе Шаляпина сыграла встреча с промышленником и меценатом, высокоодаренным человеком Саввой Ивановичем Мамонтовым. Это он помог певцу раскрыть всю мощь своего дарования, познакомил его с выдающимися мастерами драматической сцены Москвы и Санкт-Петербурга – Марией Ермоловой, Марией Савиной, Мамонтом Дальским, Константином Варламовым, Гликерией Федотовой, Константином Станиславским. Позднее Константин Сергеевич писал: “Свою книгу “Работа актера над собой” я писал с Шаляпина”.

22 сентября 1896 года Шаляпин дебютирует в партии Ивана Сусанина (опера “Жизнь за царя”) в Частной опере Мамонтова. Спектакли шли в Солодовниковском театре (ныне Театр оперетты) на Большой Дмитровке. Постановки Мамонтова отличала не только музыкальная культура, но и изысканное оформление спектаклей. И это не мудрено. Ведь в театре работали блестящие художники – Ап.Васнецов, В.Серов, К.Коровин, В.Поленов, А.Головин, Б.Кустодиев. Мастера кисти оставили множество портретов Шаляпина.

В опере Мамонтова Шаляпин знакомится с молодым композитором и музыкантом Сергеем Рахманиновым. С ним он подготовит свою коронную партию – Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского.

Весной 1901 года состоялся дебют Шаляпина в оперной столице мира – Милане. Артуро Тосканини, один из лучших дирижеров того времени, на первой же репетиции, услышав голос русского артиста, воскликнул: “Браво!” И все же волнений было много: как примет Мефистофеля в одноименной опере А.Бойто искушенная миланская публика. А тут еще в отель, где жил певец, пожаловали “послы” местной клаки (профессиональные хлопальщики, обеспечивающие успех любому артисту. Их услугами пользовался даже сам Энрико Карузо). Платить Федор Иванович отказался и послал “посланников” отборным русским матом.

Премьера грозила стать провалом, но был триумф. Театр “дрогнул от рукоплесканий”. Так аплодируют только в Италии. Горячо, восторженно, все сверху донизу. В аплодисментах утонуло пение хоров, могучие аккорды оркестра. Публика просто бесновалась: “Bravo, Scialapino!!!” Все сходились в одном: “Это что-то невиданное даже в Италии. Увы, наш Карузо (Фауст) проиграл музыкальную дуэль русскому басу”.

С блистательного пения в Милане началось настоящее сумасшествие по Шаляпину. Он триумфально выступает на “Русских сезонах” Сергея Дягилева в Париже. География его выдающихся выступлений поистине необъятна: Рим, Берлин, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Лондон, Ницца, Монте-Карло…

С началом Первой мировой войны прекращаются гастрольные поездки за границу. Шаляпин много ездит по городам России. Часто певец дает благотворительные концерты, в своем доме в Москве на Новинском бульваре устраивает госпиталь для раненых солдат, жертвует огромные суммы на помощь сиротам и вдовам.

Революцию он встретил с восторгом. В 1918 году произошла встреча Шаляпина с В.И.Лениным. В том же году певца первым удостаивают звания народного артиста Республики (да, он был первым, а не великая М.Ермолова, получившая звание в 1920 году, как до 80-х годов прошлого века писали советские учебники). Но Шаляпин начинает понимать, что революция была всего лишь октябрьским переворотом. Красный террор ужаснул артиста, и, уехав в 1922 году на гастроли в Европу, Шаляпин не возвратился.

Семья артиста осела в Париже. Шаляпин много гастролирует, записывает пластинки. Причем не только арии из опер, романсы, народные песни. Есть уникальные записи 1928 года, когда Федор Иванович поет в Париже с цыганским хором. Мурашки бегут по коже, когда в очередной раз слушаю “Очи черные” – столько мощи и страстности в голосе Шаляпина. А вместе с тем нежности и тепла. Великое исполнение в общем-то заурядного цыганского романса.

Тоска по Родине, бесконечные турне и гастроли изматывали артиста, подтачивали его здоровье, лишали покоя и душевного равновесия. До последних дней певец ждал писем из России, слушал советское радио. Именно по радио он впервые услышал Лидию Русланову, поразившую его своим удивительным голосом: “Эта волжанка сразила меня своим гениальным даром рассказывать о России песней”

Весь Париж вышел 18 апреля 1938 года на улицы проводить певца в последний путь. Радио не переставало транслировать голос Шаляпина – песни, романсы, арии в его исполнении. Газеты всего мира вышли с портретами певца на первых полосах. И лишь в Советском Союзе о великом сыне России официальные власти не хотели вспоминать.

Шаляпин мечтал быть похороненным на Родине. Его желание исполнилось 29 октября 1984 года. Ныне прах певца покоится в Москве на Новодевичьем кладбище. А его великая, несравненная слава была и остается всемирной славой. Во всех уголках планеты его имя было и остается синонимом артистического совершенства и вместе с тем олицетворением безграничного таланта русского народа. Голос Федора Ивановича Шаляпина остается голосом на все времена.

Владимир ВАХРАМОВ.

Подписать рисунки: на 1-й полосе – Портрет Ф.Шаляпина работы Б.Кустодиева (1922).

на 2-й полосе: Ф.И.Шаляпин. Автопортрет (1916).


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Русские гении
Дивы телеэкрана
«Соль» Сургановой


««« »»»