Кровные узы

Наш корресподент делится впечатлениями о фильме «Мечта Кассандры» (Cassandra’s Dream, США, Великобритания, 2007). Режиссер Вуди Аллен (на фото). В ролях – Юэн Макгрегор, Колин Фаррелл, Джим Картер, Хейли Этуэлл, Том Уилкинсон, Салли Хоукинс, Филип Дэвис.

Два брата-лондонца – амбициозный Йен (Макгрегор) и пьяница и игрок Терри (Фаррелл) покупают маленькую яхту, которой опрометчиво дают имя «Мечта Кассандры». На ней парни колесят по водной глади в компании подруг, цитируют Клайда Бэрроу («Да, жизнь хороша!»), пытаясь убежать от реальности и урвать хотя бы крохи со стола «сладкой жизни».

А реальность кусается. И пусть несостоявшийся футболист Терри работает механиком в гараже и до поры до времени с фантастическим везением играет в покер и на собачьих бегах, а Йен пытается улизнуть от работы в терпящем убытки семейном ресторане, надеясь вложить сбережения в гостиничный бизнес в солнечной Калифорнии. Выбраться из круговерти проблем, связанных с нехваткой фунтов – не более чем грезы. Но мечтать не вредно, тем более когда перед глазами маячит образ дяди Говарда (Уилкинсон) – миллионера, сделавшего состояние на поприще пластической хирургии и беспечно резвящегося на холмах Голливуда.

Однажды Йен встречает прекрасную девушку, актрису, королеву флирта Анджелу (Этуэлл) и, потеряв голову от любви, врет ей, что богат, обещает увезти в Калифорнию. Тем временем Терри проигрывается в пух и прах и попадает в зависимость от кредиторов. Ребятам срочно нужны деньги. Своеобразным ответом на молитвы отчаявшихся парней становится кратковременный визит в Лондон дяди Говарда. Миллионщик готов помочь братьям, но взамен просит их о небольшой услуге: убрать человека по имени Мартин Бернс, который намерен рассказать о нечистых делишках добряка-дяди общественности. «Мы же семья и должны помогать друг другу!» – уверяет растерявшихся племянников заокеанский родственник.

Третий и самый мрачный фильм Вуди Аллена, снятый в Лондоне, практически лишен иронии последних работ режиссера «Матч-пойнта» и «Сенсации». Небо британской столицы шаг за шагом превращает городского невротика в мастера новой трагедии, чувствующей себя в неторопливом укладе английского быта столь же комфортно, насколько творения Эсхила и Софокла уместны в греческом антураже. В прошлом Аллен легко препарировал древнегреческую форму в остроумной «Великой Афродите», а мотивы русской классики – в уморительном опусе «Любовь и смерть», тем более что цитировать Достоевского по поводу и без повода было нормальным явлением для его обладающих сложным внутренним миром нью-йоркских героев-интеллектуалов.

В «Мечте Кассандры» почти нет повода улыбнуться: рефлексия в лучших традициях «Преступления и наказания» уже не является причиной для насмешки. Благодаря виртуозной камере знаменитого оператора Вильмоша Жигмонда («Охотник на оленей», «Близкие контакты третьего рода», «Прокол») и будоражащей кровь музыке Филипа Гласса неторопливо выстроенный сюжет приобретает воистину античную мощь, щедро приправленную достоевщиной, но без экзистенциальных бездн. В сущности, «Мечта Кассандры» вновь возвращает нас к лейтмотиву «места под солнцем» – драйзеровское высказывание о том, на что способен человек ради лучшей участи, зацепило Аллена как-то всерьез. И здесь мы вновь не можем не упомянуть о Патриции Хайсмит (еще пару лет назад искать параллели в творчестве писательницы и режиссера могло показаться полным бредом, скорее можно было вспомнить другого гения нетипичной женской прозы Айрис Мердок).

Коллизии «Мечты Кассандры» вполне себе хайсмитовские. Как и психологический накал страстей, сметающий на своем пути и совесть, и долг, и семейные узы. Пусть это не покажется странным, но Софокл, Достоевский, Драйзер, Хайсмит и Мердок – звенья одной цепи, которой с удовольствием, граничащим с паранойей, поигрывает один из самых любопытных и талантливых режиссеров современности. Вуди Аллен мастерски закольцовывает звенья истории, в безнадежной фатальности которой криминал служит скорее поводом, нежели целью социального исследования родственных отношений. В конце концов, праздное цитирование братцем Терри бессмертных «Бонни и Клайда» оказывается вещью полезной, но опасной, как динамит: все помнят, чем закончилась для братьев Бэрроу эта история.

Анастасия БЕЛОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Двойное зеркало
Где реальность – вот вопрос
Бизнес на три буквы
Нравится – не нравится
К постижению вершин искусства


««« »»»