КОГДА ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВХОДИТ В АЗАРТ, ТЕЛЕЗРИТЕЛИ ВПАДАЮТ В МАРАЗМ
Жизнь сегодня задает много вопросов.
Лично меня, помимо главных и магистральных, волнуют и некоторые частные загадки.
В последнее время милиция перестала гонять наперсточников.
Да-да, еще недавно этот криминальный типаж собирал вокруг себя толпы любопытствующих и желающих попробовать разбогатеть по случаю. Это был такой странно извивающийся молодой человек, давно отвыкший смотреть собеседнику в глаза, но зато прекрасно владеющий искусством зажигать в неискушенных душах огонь азарта.
Три стаканчика и шарик. Юноша быстренько изымает у желающего играть определенный взнос и начинает сучить ручонками, гоняя стаканчик туда-сюда, туда-сюда – до той поры, пока у публики не зарябит в глазах. Почуяв, что все уже слегка ошалели, банкир останавливается в своих телодвижениях и спрашивает: под каким стаканчиком шарик? Угадает трепетная душа, значит ее владелец выиграл. Не угадает – привет, играем со следующим.
Ох, как гоняла этих наперсточников милиция! Ох, как предупреждала она, родимая, народ по рынкам да по вокзалам – не связывайтесь с мошенниками, не играйте с ними на свои кровные!
И что?
Вопрос риторический. Наперсточник не просто не исчез, он стал культурным достоянием отечества.
Включите как-нибудь средь бела дня какой-нибудь из солидных телеканалов. И вы увидите того самого молодого человека, двигающего стаканчики и при этом мило болтающего с неким заочным партнером по “наперстку”, то бишь – с дозвонившимся до студии телезрителем.
Слышу возражение: это же не вульгарный шулер, а наш штатный шоумен. И игра придумана не ради корыстных устремлений паренька, а дабы народ получал удовольствие, отгадывая – под каким из “наперстков” его, народное, счастье в одной крупной купюре.
Да, я верю, что паренек для зрителей старается, что он не из тех, кого раньше милиция гоняла. Может, она, милиция, вообще была в то время темная и недалекая и в теории игр ничего не соображала.
Признавая и собственную недоразвитость в этом вопросе, все же посмею высказать некоторое глубоко личное беспокойство по поводу перемещения восхитительного юноши с санитарно неухоженного рынка или вокзала на всероссийский телеэкран.
Первое, что приходит мне в голову: наверное, папа у этого мальца очень большой телевизионный (если не брать выше) начальник, который сделал сыну такой вот подарок – разрешил ему играть в наперсток со всей Россией.
Впрочем, и здесь я рискую предстать перед читателем неким выжившим из ума критиком, как раньше писали в газетах – “всего нового и передового”.
Действительно, стыдно. Стыдно, что проглядел такую важнейшую в наше время штуку, как активное и даже суперактивное телевидение. Зритель-то сегодня, оказывается, никакой не зритель, а прямой участник того, что происходит на экране.
Причем лучшие из нас – о, чудо! – удостаиваются счастья попасть в студию и принять непосредственное участие в игре. Думаю, что следующим этапом нашего продвинутого телевидения должен стать вызов зрителем наперсточника на дом. Но это, как говорится, планы на будущее, мы же сегодня о светлом настоящем.
Ах, какое игровое изобилие на сегодняшнем экране!
Вот известный киноартист с эдакой хитринкой в глазах подкрадывается, слегка пританцовывая, к обезумевшей от счастья участницы игры и молвит: “А вот скажите, сколько стоил в 1949 году килограмм ливерной колбасы ГОСТа 080703?”
Каково?
И вот уже, закатив глаза в потолок, группа счастливцев, чьих родителей в 49-м еще не было на свете, начинают мозговую атаку. Один игрок уверен, что колбаска стоила двадцать три сорок, другой практически с ним согласен, но настаивает, что ровно столько весил пуд данного продукта. Ну а на участницу игрища просто страшно смотреть: ее прекрасный лоб вдруг покрылся окопами морщин – девушка пытается вспомнить, что такое ливерная колбаса… В общем, не соскучишься.
А уж какая умная игра “Угадай мелодию”! Умная уже потому, что ведет ее выпускник философского факультета МГУ. Исключительно любовь к мудрости заставляет этого молодого господина так резвиться в случае, если кто-то из участников угадает по трем-четырем нотам такое музыкальное сокровище, как, скажем, песня “Маленькая девочка села на карниз…”
Другая телепередача предлагает вам поутру выиграть у нее телеантенну. Для этого много не надо – найдите в утренних сюжетах сознательно сделанную ошибку. И вот мы уже замерли на три часа у экрана. Есть! Нашел! В фамилии Чубайс не должно быть буквы “ю” и в конце не нужен твердый знак!
Это утренняя забава. А в субботний вечерок на соседнем канале аксакал телеигр Л.Якубович выгоняет на “Поле чудес” профсоюз работников ветеринарного дела. В стремлении к разнообразию Леониду Аркадьевичу не откажешь – до этого в угадывании слов состязались выпускники детских садов.
Но настоящий коллективизм можно проявить в игре, которая называется “Пойми меня”. Здесь вы должны выйти на состязание целой компанией, стать в рядок и ждать. Стоящий ближе всех к ведущему получает от последнего слово. И теперь надо все свои умственные и физические способности бросить на то, чтобы звуками и жестами дать понять дружку по команде – какое же такое словечко задумал коварный ведущий. Допустим, вы получаете слово “стриптиз” и начинаете втолковывать партнеру: “Ну это… ну если с провода снять изоляцию, он какой будет?” “Медный!” – с ликованием бьет себя в лоб партнер. “А еще?” – не унимаетесь вы. “Алюминиевый!” – победно вопит товарищ по команде, уходя от слова “голый” все дальше и дальше.
Правда, весело?
Кстати, о голых. Есть на нашем славном телевидении и такая забава – игра на раздевание. Вот уж где потеха… Только ханжи и маловеры могут утверждать, что это пошлость и гадость – раздевать друг друга под вопли возбужденного зала, не говоря уж про многомиллионного телезрителя. Раздеваем-то силой интеллекта. Тот, кто меньше знает, должен быть и хуже одет.
А потом игра имеет и большое воспитательное значение. Иной (или иная) разденется, и вам уже никакого стриптиза на сто лет вперед не захочется.
Но если вы все же разочаруетесь в этой интеллектуальной забаве, вы всегда сможете выбрать себе другую, не менее умную. Для этого достаточно переключиться на какой-нибудь иной канал. Игры заполнили практически весь эфир. Такое ощущение, что на телевидении убеждены – у этого народа все есть, ему недостает только игр.
Или наоборот: у этого народа нет ничего, так почему бы ему не предложить слегка развлечься.
Вообще, что касается полемики по этой проблеме, то у устроителей подобных забав ее выиграть практически нельзя. Тут вам сообщат и про усталость народа от политики, и про стремление широких масс к простым развлечениям, и про то, что игра продлевает жизнь.
Веселая в принципе игра получится. Вы им говорите: “Пошлость!”, а они вам: “Цензуру хотите ввести?” Вы им: “Глупость и примитивность!”, а они вам: “Что, шибко умный?”
Вам не удастся свести это дело даже вничью. Мы ведь забыли о таком интересном участнике всех этих игр, как Его Величество Бизнес. Это с народом играют на тостеры, кофеварки и путевки в Анталию. Настоящие призы получают другие.
С тем, что игра – дело коммерческое, спорить трудно и бессмысленно. Не об этом же речь. Если у вас там ходят приличные деньги, то обеспечьте нам адекватное суммам качество развлечений.
Скажи мне, в какие игры ты играешь, и я скажу тебе…
От этого простого открытия делается как-то не по себе. Есть, правда, одна слабая надежда.
Быть может, нас хотят такими видеть наши телевизионные затейники?
В таком случае, знаете, кто они?
Назовете букву или все слово сразу?
Сергей ЮРЬЕВ