Двойное зеркало

Наша кинематографическая жизнь богата перепадами настроений. Не успел затихнуть вздох разочарования, что многострадальная «Девятая рота» – национальная гордость возродившейся династии Бондарчуков – не попала не только в число номинантов премии «Оскар», но даже в девятку рассматривавшихся фильмов, как посыпались восторги по поводу триумфа «Острова» Павла Лунгина (шесть премий «Золотой орел», более 50 миллионов рублей кассовых сборов в прокате и невиданный рейтинг при показе на ТВ).

А затем новые сетования по поводу того, что «нас» опять нет в конкурсе международного Берлинского кинофестиваля. Да и в параллельных программах негусто: один мультфильм Олега Ужинова «Жихарка» и документальная лента «Москва. Pride`06» Владимира Иванова о запрете парада геев и лесбиянок в Москве. В качестве то ли утешения, то ли издевательства оставалось лишь обозвать отобранную азербайджанскую картину Олега Сафаралиева «Прощай, южный город» российско-азербайджанской.

На первый взгляд, все по-прежнему: на Западе нас не понимают, а мы продолжаем собой восторгаться. Однако все не так просто.

Параллельно описанным событиям мне довелось побывать на крупнейшем в Европе фестивале телевизионных фильмов и программ в Биаррице – во французской части Страны Басков. Его уже в 27-й раз организует Международная федерация аудиовизуальных программ (ФИПА). Фестиваль включает несколько секций (игровые фильмы, сериалы, документальные фильмы, репортажи, музыкальные фильмы и программы), в каждой из которых работает свое международное жюри (я был в жюри сериалов). Российские произведения здесь оказались в абсолютных лидерах. Уже в прошлом году «Московская сага» – по нашим меркам не самое удачное произведение – удостоилась сразу трех призов, в том числе главного: «Золотого ФИПА» по разделу сериалов.

В этом году «золото» получила лента Глеба Панфилова «В круге первом» (а Дмитрий Певцов – приз за лучшее исполнение мужской роли), «серебро» – «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, а по разделу игровых фильмов победила работа дебютанта Михаила Сегала «Франц плюс Полина» (этот же фильм заслужил приз за лучшую музыку). Полный триумф отечественной культуры и литературы в лице Александра Солженицына и Михаила Булгакова, а также ВГТРК и никому не известного нового центра кинопроизводства в Ханты-Мансийске. Боюсь, что в будущем году нас на этот фестиваль не позовут!

В чем же дело? Серия провалов отечественного кино на больших и малых кинофестивалях (венецианская победа «Возвращения» Андрея Звягинцева – счастливое исключение, подтверждающее общее правило), а тут такое!

Мои коллеги по жюри сериалов (из Франции, Египта, Италии и Канады) приятно поразили меня единым мнением: если бы не политкорректность, русским картинам надо было бы отдать все призы. А дело в том, что наши фильмы на общем фоне выделялись тем, что их авторы очевидно ставили перед собой художественные задачи, стремились в первую очередь сделать произведение искусства. Большинство же западных лент были более или менее хорошо сработанными телевизионными продуктами, они оказывались как бы в другой категории.

На кинофестивалях ситуация совершенно иная – здесь в конкурс попадают, как правило, картины с эстетическими претензиями, а побеждают пристрастия скорее политические, чуждые отечественным кинематографистам. Для западных интеллектуалов шедевр – «9/11 по Фаренгейту», а «Солнце» Александра Сокурова – произведение реакционное, не говоря о хило встреченном в Венеции «Острове» – примере, по их мнению, чуть ли не средневекового мракобесия.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Фото Лилии ШАРЛОВСКОЙ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №05 (448) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Кровные узы
Нравится – не нравится
К постижению вершин искусства
Где реальность – вот вопрос
Бизнес на три буквы


««« »»»