“ГОВОРИТ МОСКВА”, НО ЛУЧШЕ БЫ ПОМОЛЧАЛА

“Газета без бумаги и без расстояний, которую вы создаете, станет великим делом”, – писал Ленин в далекие 20-е годы Бонч-Бруевичу. Сегодня мы имеем возможность оценить верность ленинского замечания. Радио (а речь в письме шла именно о нем) – самый доступный источник информации для многих россиян. Причин несколько, главные из них – относительная дешевизна, распространенность, отсутствие преград для передачи материалов на большие расстояния. Кроме того, оперативность подачи информации и просто прекрасный фон, например, для варки украинского борща. Приятное с полезным.

Но давайте посмотрим, что происходит сейчас с радиовещанием в России. В начале апреля этого года на час замолчали ведущие государственные радиостанции страны. Таким способом они пытались привлечь внимание власти и общества к БЕДСТВЕННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ государственного радиовещания. Но никто ничего не заметил. Не отреагировало правительство, не выступил с заявлением начальник департамента информации и культуры при правительстве РФ г-н Шабдурасулов, промолчала Дума – видимо, решала более серьезные и важные вопросы. А между тем можно совершенно твердо сказать: на государственном радиовещании дела идут плохо.

Денег нет даже для того, чтобы заплатить за теплоснабжение. Портится старая аппаратура, а на новую опять же нет средств. К тому же, как считают руководители всех государственных радиостанций, нынешняя система радиовещания понемногу сходит на нет. Акционироваться государственным станциям тоже не разрешают. Руководители мечутся в поисках выхода: недавно обратились с открытым письмом к В.С.Черномырдину. Россия может остаться вообще без общенационального вещания – предупреждали они премьер-министра. Но у того, видимо, других проблем хватает – нефть, газ, новые заместители…

Что же творится на российском радио? Почти весь диапазон FM, который сейчас наиболее доступен для радиослушателей, буквально забит коммерческими радиостанциями. Ничего хорошего в этом нет. На данный момент диапазон FM является основным пропагандистом западной культуры, а чаще – западного бескультурья. Расплодившиеся здесь многочисленные коммерческие радиостанции: “Серебряный дождь”, “Ностальжи”, “Радио-101”, “Престиж-радио”, “Радио “Максимум”, “Европа-плюс” и иже с ними безостановочно транслируют выступления западных групп. Когда слушатели радиостанции “Эхо Москвы” высказали пожелание увеличить количество песен на русском языке в связи с тем, что они живут как-никак в России, ведущий возмущенно спросил: “Почему русские должны слушать обязательно русскую музыку? Это совершенно необязательно, так как Москва – город многонациональный”.

Россиянам навязывают культуру, которая гораздо ниже по уровню, чем российская. Даже бывший эмигрант, журналист П.Вайль заявил в ходе передачи того же “Эха Москвы”, что Нью-Йорк по отношению к великой русской культуре – это провинция, а столица- это Москва.

Ничего общего с понятием “русская речь” не имеет и сленг нынешних ди-джеев (тех самых, из-за которых понятие “диктор радио” стало чем-то реликтовым). Я иногда задаюсь вопросом, для чего они вообще нужны, эти ди-джеи? Видимо, в качестве речевых прокладок, чтобы дать аудитории отдохнуть от музыки. А для этого можно просто трепать языком, придерживаясь принципа “куда кривая выведет”. Обычно ди-джей, захлебываясь от нехватки воздуха, несет в эфире откровенную ерунду. Этот приблатненно-сексуальный треп называется информативностью: неважно что, главное побольше и за кратчайший отрезок времени. А уж о грамотности, нормативности, такте нет и речи. Что говорить, если такой праздник, как день рождения, для нынешнего ди-джея – СРЕДНЕГО рода. Не язык, а диалект. И это при том, что коммерческие радиостанции преимущественно вещают для молодежи.

И пошлость, пошлость без конца, без края, без границ. Послушайте “Русское Радио”: “Не перепились еще на Руси богатыри – добры молодцы”, “С кем поведешься, с тем и наберешься”, “Чем дальше влез, тем ближе вылез” и т.д. и т.п. Вот эта пародия на оригинальность и есть духовная пища для масс, вернее, духовная жвачка.

Выделяется из ряда станций, несущих нам “западную продукцию”, “Русское Радио”. Но это единственный их плюс. Все остальное плохо. Сам за себя говорит тот факт, что не очень давно на радиовещании произошел неприятный скандал с дочерним предприятием “Русского Радио” радио “Классика”. Транслировали неплохую классическую музыку. Рекламы не было никакой. Любители классики были весьма обнадежены… А когда радио “Классика”, как сейчас говорят, “раскрутилось”, в эфире зазвучал все тот же рок! Хотя изначально речь шла именно о классике.

Вот так. Не слишком чистоплотно по отношению к радиослушателям? Зато выгодно. Цели преследуются исключительно коммерческие…

* * *

Но шедевр и апогей коммерческих радиостанций – это их реклама. Например, “Деловая Волна” призывает в эфире: “Вперед, за наклейками!”, а на “Русском Радио” женский голос самозабвенно рассказывает, как его, невидимая слушателю, хозяйка “задумчиво в экстазе сидит на унитазе”…

Радио и телеэфир чем дальше, тем больше превращаются в подобие частной лавочки. Государственные компании еще борются, подают свои слабые голоса, но их постепенно душит коммерческая низкопробная “продукция”. В неимоверных количествах радиоэфир закупается различными коммерческими структурами, которые иногда оказываются криминальными. Государство теряет контроль над вещанием, эфир все больше и больше подчиняется интересам тех, кто в буквальном смысле “заказывает музыку”. Вещателям приходится транслировать ухватки и мораль (совсем не безупречные) стоящих над ними.

Эфир не может быть предметом бесконтрольной купли- продажи, его нельзя передать третьим лицам, им нельзя манипулировать по собственному, профессиональному или дилетантскому, разумению. Эта дорожка ведет в беспредел. И хотя отечественные СМИ идут именно по ней, хотелось бы надеяться, что они сумеют вовремя оглянуться и свернуть с нее. Россия не настолько слаба и сломлена, чтобы задыхающаяся ее культура (в том числе и радиокультура) не имела шанса выжить.

Катерина ВОРОШИЛОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИДЕТ ОХОТА НА ЛЮДЕЙ
НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ: МОЙ ЧИТАТЕЛЬ – ТОТ, КТО НЕ СЛИШКОМ ТОРОПИТСЯ
КРУГОВАЯ ОБОРОНА
МАРТИН ШАККУМ: БЫЛИ БЫ ЦЫПЛЯТА, А СОСЧИТАТЬ СУМЕЕМ
В УСЛОВИЯХ АНТИРЕАЛЬНОСТИ ЛУЧШЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ РОССИИ
И СНОВА СУД…
ПРОСТОЕ ЗОЛОТО ЗАВОДА “АДАМАС”
РАСПЛАТА ПО БЕЛОВЕЖСКОМУ СЧЕТУ
ГРУЗИНСКАЯ ТЯЖБА
РЫЖЕЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ. ЧУБАЙС В ЗЕНИТЕ ИЛИ НА ЗАКАТЕ?
ЖИТЬ – ХОРОШО. А ХОРОШО ЖИТЬ – ЕЩЕ ЛУЧШЕ
РАЗ ГАЙДАРЫ МЫСЛЯТ – ЗНАЧИТ ОНИ СУЩЕСТВУЮТ
ВТОРАЯ ПОПЫТКА ВАЛЕНТИНА ФЕДОРОВА
НОВАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ВРЕМЯ ПОЛУРАСПАДА НАЦИИ
ОТНОШЕНИЯ ПО СХЕМЕ “ЦЕНТР-ПЕРИФИРИЯ” ДОЛЖНЫ СМЕНИТЬСЯ КОНЦЕПЦИЕЙ ВЗАИМОВЫГОДНОГО ПАРТНЕРСТВА.
Экономические последствия принятия нового налогового кодекса
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Как только эйфория, вызванная свержением коммунистического режима…
ГРИМАСЫ “ЛИБЕРАЛЬНОГО РЕНЕССАНСА”
ИГРА В НАПЕРСТОК КАК ЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВА
TRANS-AMERITECH ПЕРЕЕХАЛ
КОГДА ВРАГОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФАКТОВ
К ОКОНЧАНИЮ ЧЕТЫРЕХСОТЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ
ЧИНОВНИКИ ЛЮБЯТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ


««« »»»