Волшебный мир cinema

В Госфильмофонде России, особо ценном объекте культурного наследия народов Российской Федерации, прошел XII фестиваль “Белые Столбы-2008”. Разумеется, я знал о существовании этого фестиваля, но за десять лет выбрался туда впервые, и горько пожалел о том, что никогда не был здесь раньше. За пять дней перед гостями и участниками кинофорума прошло сто лет российского кино.

Именно этой дате и 60-летию Госфильмофонда был посвящен фестиваль этого года. Приехали на юбилей кинокритики, историки кино, архивисты, журналисты, режиссеры, операторы и актеры не только из России, но и ряда зарубежных стран. Фестиваль давно уже стал международным.

Естественно, главное, что определило высокий уровень фестиваля – это кинопрограмма. А она была отменная. И это неудивительно. Ведь программу составлял великолепный знаток кино, лауреат Государственной премии РФ Владимир Дмитриев.

В 1908 году – дата рождения российского кино – было создано девять картин, пять из сохранившихся и были показаны на фестивале. Список картин открывала “Понизовая вольница” (“Стенька Разин”). А следом мы увидели историческую ленту “Русская свадьба XVI столетия”, “Усердный денщик”, “Свадьба Кречинского” и “Драма в таборе” – фильм, который положил начало “цыганской теме”, ставшей необычайно популярной в последующие годы.

Сенсацией можно назвать показ фильма Якова Протазанова “Морфий” (“Член парламента”). Фактически демонстрация картины – это премьера в России. Режиссура Протазанова великолепна, а исполнение Иваном Мозжухиным ролей лорда Альберта Чилькотт и литератора Лодера можно смело назвать гениальным.

Интересной была программа, представленная Российским государственным архивом кинофотодокументов. Это документальные и игровые фильмы и съемки за период с 1909 по 1914 годы.

Если кто-то думает, что музыкальные видеоклипы – детище конца XX века, то они сильно ошибаются. Иосиф Сталин настоял в 1936 году, чтобы в каждом документальном фильме непременно звучала песня. Как бы предугадывая дальнейшие пожелания вождя, кинематографическое руководство решилось на эксперимент: с декабря 1937 года контора “Росснабфильм” наладила выпуск фильмов-песен. В этих маленьких (3 – 5 минут) фильмах песня была единственным сюжето- и ритмообразующим элементом и полностью подчиняла себе визуальный ряд. Вот лишь несколько названий фильмов-песен, показанных на фестивале: “Песня о Родине”, “Казачья дума о Сталине”, “Песнь о Ворошилове”, “Москва майская”, “Бывайте здоровы” и многие другие.

Программа “Великие столетия” была посвящена мастерам cinema, кому в этом году исполнилось бы сто лет. Причем были показаны картины, редко демонстрируемые на экранах: “Мой младший брат” Александра Зархи, “Пограничная улица” Александра Форда, “Генерал дьявола” Хельмута Койтнера, “Каникулы господина Юло” Жака Тати, “Выбор Гобсона” Дэвида Лина. Отмечены были столетия выдающихся актеров – Бэтт Дэвис (“Что случилось с Бэби Джейн?”), Анны Маньяни (“Ад в городе”), Ростислава Плятта (“Беззащитное существо”), Киры Андроникашвили (“В черных горах”), Роберта Морли (“Оскар Уйальд”), Леонида Кмита (“Однажды летом”).

Почтили в Белых Столбах и великих мастеров, ушедших от нас в прошлом году: Ингмара Бергмана, Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова и Микеланджело Антониони.

Любопытным был подбор документальных фильмов, посвященных драматической истории 1968 года, связанной с событиями так называемой “Пражской весны”. Причем взгляд на те исторические события был показан глазами не только советских, но и чехословацких кинодокументалистов.

Естественно, Госфильмофонд России ежегодно пополняется новыми картинами. Вполне логично, что на фестивале была представлена программа “Пополнение коллекции”. В нее вошли фильмы Анджея Вайды (“Полоса тени”), Лилиан Кавани (“Каннибалы”), Владимира Баллюзека (“Гамбург”) и прелестный мультфильм “Мойдодыр” – экранизация одноименной сказки Корнея Чуковского 1927 года выпуска.

Событием стал “круглый стол” – “Российское кино и мировой кинопроцесс: интеграция, взаимодействие или параллельное существование?” Как всегда, его блистательно провел известный культуролог и киновед Кирилл Разлогов. А выступление Никиты Михалкова стало центральным. С ним можно соглашаться или нет, но не признать то, что он – Художник, это значит быть просто невежественным человеком.

Во время “круглого стола” состоялась презентация книги Евгения Барыкина “На троне и на экране”. Это уникальный труд, изданный на средства только Госфильмофонда, о чем и заявил не презентации генеральный директор Госфильмофонда России, лауреат Государственный премии РФ Николай Бородачев. Это благодаря ему и его предшественнику, ныне ректору ВГИКа имени С.А.Герасимова Белые Столбы стали лучшим кинохранилищем мира, ведущим активную работу по пропаганде лучших образцов искусства cinema.

На торжественном закрытии фестиваля общим голосованием всех участников и гостей были названы лучший кинокритик (киножурналист) – Елена Уварова, лучший теоретик (историк кино) – Ирина Гращенкова и лучшая телевизионная программа года о кино – “Острова”. Правда, мой выбор был другим. Но большинству виднее. Прощаясь с Белыми Столбами, вновь пройдя по аллее Любви (есть такая в Киногородке), я загадал, чтобы вновь оказаться в этом святом киноуголке России. Хочется верить, что я вновь совершу увлекательное путешествие в волшебный мир кино.

Владимир ВАХРАМОВ.

Фото Юрия БАРЫКИНА.

Белые Столбы, Московская область.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Русское нашествие и Гэбриэл на костылях
Мы помним Олега Жукова
Женский вопрос
О качестве пороха
На ледовой арене – «История любви»
Новые лауреаты


««« »»»