Убедительная победа генерала Коржакова на выборах в Государственную Думу стала знаковым событием в политической жизни России. Знаковость проявилась не только в том, что принципиально не публичный политик из окружения президента Ельцина одержал победу в сфере публичной политики, вопреки усилиям всей государственной машины, и даже не в том, что одно крыло бывшей администрации Ельцина, исключительно преданно служившее президенту и отстраненное от власти самим президентом, теперь уже публично возвращается во власть, пытаясь утвердить себя в качестве политической силы, имеющей свои идейно-политические установки.
Освободившись от опеки президента и одновременно от ответственности перед ним, представители этого крыла бывшей президентской администрации делают все более наглядным тот глубокий конфликт интересов, в котором существовала российская верховная власть и который не позволял ей консолидироваться и, следовательно, решить хотя бы одну из серьезных проблем, стоящих перед страной. Если за Коржаковым в публичную политику вступят Сосковец, Барсуков и другие обиженные Ельциным и его нынешним ближним кругом, отчаявшись ждать от президента приглашения вновь занять ведущие позиции в российских властных структурах, то не исключено, что борьба за власть от измерения противостояния “партия власти – партия оппозиции” может переместиться в измерение противостояния между старым и новым ближним кругом президента, за которыми выстроятся поддерживающие их финансовые, промышленные, административные и информационные структуры. Пожалуй, самым важным в тульских выборах было то, что победа Коржакова дает серьезные основания для пересмотра роли и места СМИ и особенно телевидения в современной российской политике.
За последние менее чем два года наши представления о роли телевидения дважды менялись на сто восемьдесят градусов. После поражения на думских выборах НДР, правительственного блока, который перекормил общество Черномырдиным и его соратниками, а также победы коммунистов разных мастей, которые практически не появлялись на телевидении, зародились весьма серьезные скептические настроения о роли и эффективности телевещания во время избирательных кампаний. Однако уже через полгода все лавры за победу Ельцина присвоили себе хозяева телеканалов и телевизионное начальство разного уровня. Мало того, некоторые теленачальники и их хозяева впали в такую эйфорию, что стали высокомерно заявлять о том, что для понимания и управления политическим процессом совершенно не важно, что происходит в обществе и мире, важно лишь то, как это показывает и интерпретирует телевидение. Таким образом, в своем развитии российские СМИ от одного тотального контроля (агитпроп коммунистической партии) пришли к другой форме тотального контроля (агитпроп нескольких финансовых структур, замкнутых на администрации президента). В итоге как при коммунистах, так и при нынешнем агитпропе телевидение занимается созданием виртуальной (искусственно созданной) реальности, которая не имела никакого отношения к настоящим проблемам и противоречиям общества. Как та, так и настоящая виртуальные реальности были направлены в первую очередь на то, чтобы создать душевный комфорт при господстве КПСС у генерального секретаря, в настоящее время – у президента. Чем это закончилось для КПСС, всем известно, и это при том, что во время господства коммунистического агитпропа существовали пронизывающие все поры общества партия и спецслужбы, а общество было атомизировано и отчуждено как от политического процесса, так и от собственности. Работа на создание виртуальной реальности для душевного комфорта больного президента – это попытка устройства грандиозного пира на пороховой бочке, к которой уже подвели зажженный фитиль.
Наиболее существенным в победе Коржакова в Туле является то, что она разоблачила миф о всесилии телевидения. Все каналы, “лучшие телевизионные силы” были отмобилизованы для того, чтобы дискредитировать и политически уничтожить опального генерала. Эта победа ясным образом показала, что существует грандиозный разрыв между виртуальной реальностью подконтрольного телевидения и реальной жизнью. И в случае возможности сделать осознанный поступок или выбор, люди руководствуются требованиями реальной, а не виртуальной жизни. Тульские выборы показали, что манипуляция имеет свои пределы и эти пределы для нынешнего телевидения с катастрофической скоростью сокращаются. СМИ и особенно всероссийские каналы телевидения теряют доверие зрителей. Монополия узкой финансовой группы, жесточайшая ангажированность каналов вкусами и пристрастиями своих хозяев воссоздают агитпроп в наихудших своих проявлениях: с цензурой, черными списками, клеветой и дезинформацией. Народ на это отвечает так, как он это делал традиционно в России. Раз Киселев и Доренко и целый сонм телевизионных сержантов и капралов поносят людей типа Лебедя, Коржакова и многих других, это означает для простых людей, что они весьма порядочны. Сверхангажированные СМИ и особенно телевидение возрождают традиционное недоверие людей к властям и тем, кто вещает от их имени. Выборы в Туле и в этом контексте размышления о роли телевидения на президентских выборах дают серьезные основания усомниться в решающей роли электронных СМИ в победе Ельцина. На мой взгляд, она была обусловлена в первую очередь самим фактом выдвижения Ельцина единым кандидатом от партии власти, чему препятствовали или с чем по разным причинам были не согласны практически все лидеры партий и движений демократической ориентации, политики радикал-демократического толка в администрации, правительстве и Думе и что произошло лишь благодаря жесткой позиции именно старого ближнего круга – Коржакова, Сосковца, Барсукова, Егорова и т.д. Имея всю мощь государства, доведение дела до победы было лишь вопросом времени и элементарной техники. Но это уже тема отдельного разговора.
В заключение хочется отметить лишь то, что любители не только создавать виртуальную реальность для президента, но и любители сами поверить в нее рискуют подвести под монастырь не только президента и себя, но и всю страну. Победа Коржакова в Туле стала вторым серьезным сигналом вслед за почти проигранной администрацией президента избирательной кампанией губернаторов.
Андраник МИГРАНЯН