ДАГЕСТАН ВЫБИРАЕТ СОЗИДАНИЕ

ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ В ДАГЕСТАНЕ ПОЛУЧИЛИ РАБОТУ В РАМКАХ УНИКАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Безработица в современной России – одна из наиболее острых социальных проблем. Уже ясно, что избыточный трудовой потенциал – результат затянувшегося экономического кризиса – не будет востребован без специальных, глубоко продуманных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. И если наиболее уязвимой части неработающего населения требуется социальная поддержка в форме выплат, то активным, трудоспособным людям важно получить рабочие места. Возможность иметь работу для большинства людей имеет, помимо материального, психологическое и даже гражданское значение.

Примером активной политики в сфере занятости стала Программа создания рабочих мест в республике Дагестан. Отправной точкой в работе над программой были решения правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда от 5 августа и 21 октября 1994 года. Комиссия определяла необходимость принятия мер по снижению безработицы в Дагестане. При этом стало очевидным, что необходима разработка конкретного механизма создания рабочих мест и его практическая апробация.

Конкурс концепций программы, проведенный Федеральной службой занятости России (в настоящее время – Министерство труда и социального развития), показал, что в наибольшей степени отвечает поставленным задачам детальная концепция, разработанная учеными и специалистами Международного фонда экономических и социальных реформ (Фонда “Реформа”). Таким образом, участниками реализации программы стали Федеральная служба занятости России, правительство республики Дагестан и Фонд “Реформа”.

К моменту принятия указанных решений Федеральная служба занятости России уже проводила активную политику в сфере занятости, в том числе поддержка рабочих мест, малого и среднего бизнеса, субсидирование занятости. Однако организационный опыт по созданию новых рабочих мест практически отсутствовал. Задача осложнялась тем, что стабильные рабочие места должны были создаваться на условии возврата финансовых средств с целью их последующего реинвестирования в новые рабочие места. Более того, условия программы предусматривали привлечение дополнительных частных инвестиций потенциальных пользователей оборудования.

Анализ мировой практики показал, что наиболее эффективным вариантом передачи оборудования является лизинг. Лизинговый механизм позволяет осуществлять жесткий контроль за расходованием привлеченных средств и выступает мощным фактором управления предприятиями. При этом финансирование осуществляется не в денежной, а в натуральной форме: финансируемое имущество является обеспечением сделки и в случае нарушений условий договора может изыматься у предприятия и передаваться в лизинг другим претендентам. Участники программы стали фактически пионерами реализации широкомасштабного лизингового проекта в отечественной практике.

Для решения организационно-управленческих вопросов в республике Дагестан была создана лизинговая кампания в форме государственного предприятия, деятельность которого координирует и контролирует Министерство занятости и труда республики Дагестан. В августе 1995 года госпредприятие “Занятость” было зарегистрировано на железнодорожной станции Махачкала как грузополучатель. С этого момента стало возможным подписание договоров поставки. Иными словами, началось практическое и действенное осуществление программы.

Учитывая неразвитость производственной инфраструктуры горных и предгорных районов Дагестана, в основу программы был положен принцип создания новых производств, сориентированных на местный спрос, традиционные трудовые навыки и реальные условия жизни. В каждом конкретном случае выбор производств определялся в результате анализа целого комплекса экономических, политических, социальных, бытовых и этно-культурных факторов.

Например, практически необходимой и экономически выгодной оказалась организация мукомольных производств. Хлеб и изделия из муки являются основой питания народов Дагестана. Труднодоступность горных и предгорных селений, отсутствие условий для хранения больших запасов муки приводят к необходимости производства ее на местах. Не случайно поэтому мукомольное оборудование стало предметом повышенного спроса. В рамках программы в республику было поставлено 37 мельниц различной производительности, в том числе 9 мукомольных комплексов, перерабатывающих 1000 кг зерна в час.

Углубленные маркетинговые исследования позволили найти оптимальные варианты при выборе поставщиков оборудования, снизить стоимость его транспортировки и монтажа. Большое значение имело размещение части заказов на поставку оборудования на дагестанских предприятиях, что дало возможность не только уменьшить затраты, но и обеспечить работой многие предприятия республики.

Итак, каковы же основные итоги программы? Сейчас в республике уже введено в действие 241 производство (планировалось 240), на которых создано 2215 прямых рабочих мест и 2602 сопряженных. Иными словами, каждое производство становилось центром притяжения деловой активности, оживляло целую производственную цепочку, привлекало дополнительные рабочие руки. Максимальное количество рабочих мест создано на мукомольных производствах – 413, на выпечке хлеба – 240, розливе вина и минеральной воды – 222, станциях технического обслуживания автомобилей – 339.

В среднем на 1 рубль программных инвестиций вложено дополнительно 2 рубля частных инвестиций, фактические затраты на создание 1 рабочего места составили 35 миллионов рублей. Тот факт, что средства государственного Фонда занятости, вложенные в программу, инициировали двукратные по объему инвестиции со стороны потенциальных собственников, наилучшим образом свидетельствует об инвестиционной привлекательности создаваемых производств.

Практически одновременная организация собственного дела сотнями предпринимателей из числа местных жителей оказала большое психологическое влияние на население горных и предгорных районов, где исторически складывалась неблагоприятная ситуация в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. И если в начале неготовность людей, неверие в реалистичность предложений служили основной причиной отставания программы от намеченных сроков, то после завершения первой очереди темпы создания новых производств резко увеличились.

Одним из важных принципов, заложенных в программу, являлась оптимизация распределения ресурсов по территориально-клиентному принципу. Степень критичности состояния рынка труда является измеримой величиной, рассчитывается на основе большого числа факторов и служит для ранжирования районов по приоритетности осуществления программных мероприятий. Однако реальная ситуация, связанная с объективными и субъективными факторами, заставила в значительной мере отойти от первоначальной схемы распределения производств. Объективным фактором в условиях многонационального Дагестана была, например, необходимость обеспечить равные права представителям различных национальностей с учетом территорий их компактного проживания.

Уже на стадии разработки программы в основу ее был заложен принцип “открытости”, который предполагает, что промежуточные результаты влияют на планирование последующих этапов. Такой подход потребовал большого числа альтернативных решений. Однако на практике вариативность принятия решений оказалась еще выше. Например, в 1996 году возросла социальная напряженность в пограничных с Чечней районах Дагестана – Хасавьюртовском, Новолакском в связи с притоком беженцев из Чечни. Было принято решение разместить в этих равнинных районах, традиционных местах отгонного животноводства, ряд производств по переработке мяса и молока. Это расширило географию поставок оборудования.

Важным итогом программы стала разработка механизма передачи оборудования потенциальным собственникам. Принцип лизинга оборудования оправдал себя как наиболее отвечающий задачам программы. Поскольку программа создания рабочих мест ориентирована на возврат средств в объеме первоначальных инвестиций, а не на извлечение коммерческой прибыли, создаются условия для льготного по отношению к лизингополучателю характера заключаемых сделок. Лизинговая кампания имеет возможность устанавливать индивидуальные условия по сроку и графику платежей в зависимости от доходности проекта и его специфики.

Важным итогом программы стало достижение оптимальных пропорций между задачами социальной поддержки населения и развития региональной экономики. Сравнение двух стратегий – стратегии выплат пособий (пассивная политика) и стратегии создания рабочих мест (активная политика) показывает преимущества последней. В то время как созданные производства обладают потенциалом саморазвития, социальные выплаты необходимо осуществлять постоянно. Например, 20 миллионов рублей – сумма на создание одного рабочего места – эквивалентна социальным выплатам в течение четырех лет. При этом срок окупаемости государственных инвестиций только за счет налогообложения доходов вновь созданных производств составляет от двух до четырех лет.

Отдельного разговора заслуживает теоретическое, методическое, макроэкономическое значение программы. Опыт накоплен уникальный, достойный пропаганды и самого широкого использования. Прогнозы показывают, что, например, при выделении Государственным Фондом занятости 500 миллиардов рублей может быть создано до 25 тысяч новых рабочих мест. В этом случае суммарный дополнительно произведенный годовой доход от деятельности созданных производств составил бы более 600 миллиардов рублей. При этом бюджетный эффект программы с учетом уровня собираемости налогов составит около 300 миллиардов рублей.

Дагестан, самая южная территория России, живет трудно. Но в наше сложное время сепаратизма, спада экономики и катастроф республика выбрала мирный созидательный путь. Дотации и пособия – вынужденная реальность. Созидательный труд – основа и условие надежды на нормальное, мирное будущее республики. Первые шаги к обузданию безработицы уже сделаны. И это путь, на котором Дагестан добьется успехов.

Виктория ДУБРОВСКАЯ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БЕРЕЗОВСКИЙ В ГАРВАРДЕ
ОЛИГАРХИЯ У ВЛАСТИ. НАДОЛГО ЛИ?
КРУТЫЕ ГОРКИ АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДЯ
Вероятность отделения Чечни от России
ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ ЗАСТАВИЛ КИСЕЛЕВА ПОЛЮБИТЬ ЦАРЯ
ЗА ЧТО ГОЛОСОВАЛИ И ЧТО ПОЛУЧИЛИ РОССИЯНЕ
ХЛЕБ ДА СОЛЬ ВАШЕМУ ДОМУ
1997-й: НАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НЕТ И НЕ БУДЕТ
ОТДЫХ БЕЗ ПРОБЛЕМ
ЕСЛИ “НАКИПЕЛО” – СНИМИТЕ НАКИПЬ


««« »»»