В среду, четвертого декабря, в Государственной Думе должны пройти слушания о поправках к пакету налоговых законов, в том числе к закону “О подоходном налоге с физических лиц”.
Некоторое время назад законодатели уже пытались обложить “физических лиц” (просто граждан) новой данью, правда безуспешно – несколько голосов не хватило для принятия этого законопроекта и его отправили на доработку.
Инициатива принятия этого закона исходит от правительства, где самой заметной фигурой в этой связи является министр финансов Александр Лившиц, сказавший еще во время предыдущих слушаний фразу, облетевшую, наверное, все средства массовой информации: “Надо делиться!”.
Правительство толкует эту фразу примерно так: доходы высокооплачиваемой части населения перераспределяются в пользу малоимущих слоев. Для этого правительством создаются условия, не позволяющие обеспеченным гражданам уходить от уплаты налогов.
Несмотря на то, что в законопроекте заложен глубокий социальный смысл, навряд ли с его принятием будут решены проблемы перераспределения денег в государстве. Главным образом, из-за недостатков существующей налоговой системы России, которая не дает возможности предприятия достойно оплачивать труд своих работников.
Что касается сбора налогов, очень вероятно, что средства, находящиеся сегодня в банках, на депозитах, могут уйти из легальной экономики в теневую, что повлечет за собой укрепление криминального бизнеса и его расширение.
Еще более реален другой вариант – долларизации российской экономики и перетекание российских средств за рубеж. Отечественные предприниматели уже достаточно поднаторели в деле сохранения своих прибылей, и известно немало случаев, когда наши фирмы создают за рубежом совместные предприятия и выплачивают своим сотрудникам зарплату за границей – с единственной целью: уход от налогов. Кроме того, средства, необходимые для государственного контроля за соблюдением новых законов, могут “съесть” все предполагаемые поступления.
Это – общая характеристика вводимых новшеств, к которой склоняются очень многие экономисты. Видимо гражданам России остается лишь надеяться, что кто-нибудь снова спрячет электронные карточки наших депутатов.
Некоторые детали закона также, совершенно очевидно, наносят удар по доходам граждан: например, фактическое запрещение страхования работников из средств предприятий (журналистов, шахтеров, летчиков…) Или разрешение выдачи ссуд не иначе, как под достаточно высокие проценты (что вообще-то противоречит не только здравому смыслу, но и христианской морали).
Сокращаются и льготы по налогообложению граждан, строящих себе жилье. Необлагаемая налогом сумма снижается до, приблизительно, семидесяти тысяч долларов – по московским ценам трудно найти квартиру за такую сумму. В конце концов цены на рынке жилья резко подскочат, и мало- и среднеимущие граждане, о которых якобы печется правительство, останутся без крыши над головой.
По всей видимости, у правительства отсутствует какая-то глобальная и законченная программа налоговых реформ. При том, что перемены необходимы, они должны иметь комплексный характер. Необходимо, кроме того, учитывать и реальные последствия принимаемых мер. Нынешняя налоговая политика носит какой-то временны (или, можно сказать, временщический) характер и в ней отсутствует главное – государственная мудрость.
Победить нищету в России можно, но только дав гражданам возможность работать и зарабатывать. А в основе налогового законодательства должна лежать, возможно, выгода: необходимо создать условия, при которых издержки от уклонения от налогов превышали бы потери от самих налогов.
Андрей БОДОНИН.