В прошлогодние святочные праздники в Москве впервые проходил кинофестиваль “Лики любви”, вызвавший неожиданно большой всплеск интереса у зрителей. Солидную международную программу, программу русского кино о любви и ретроспективу эротических фильмов с Сильвией Кристель приятно представляли (что бывает редко!) мировые звезды своим присутствием. Не испугавшись русских морозов, в Москву приехали Джина Лоллбриджида, Сильвия Кристель, Барбара Брыльска и Катажина Фигура. О том, что ждет киногурманов этой зимой, рассказал нашему корреспонденту продюсер фестиваля “Лики любви” Марк Григорьевич Рудинштейн.
– Марк Григорьевич, “Лики любви” – ваш самый младший “ребенок”, значит и самый любимый?
– Пока да. Начинал я с рок-фестиваля в 1987 году в Подольске. Это был очень знаменитый в свое время первый противозаконный фестиваль. Потом были “Золотой Дюк” и “Кинотавр” – мои старшие дети. Что же касается “Ликов любви”, то у меня такое ощущение, что он еще у утробе находится, что он еще не родился. Его будущая судьба кажется мне довольно неопределенной. Знаю пока одно – фестиваль обязательно уйдет из Москвы либо в Ялту, либо в Петербург. Но скорее всего он будет проходить летом в Ялте. Так что этой зимой он будет последний раз в Москве.
– Москва – слишком дорогой город?
– Скорее потому, что в Москве есть все-таки Московский фестиваль. Не хочется вступать ни в какое соперничество, потому что любое появление нового фестиваля под руководством Рудинштейна у некоторых вызывает изжогу и мысли, что я пытаюсь что-то захватить. А я и не пытаюсь что-то захватывать. У нас и так слишком много пустых мест и слишком много бездарных людей, которые плохо организуют то, что было уже давно организовано. Поэтому я ухожу, хотя и был бы действительно красивый зимний фестиваль в Москве. Он должен был быть и в этом году, но тут я совершенно случайно в “Московском комсомольце” читаю, что с 4 января в Москве будет проходить 6-й международный фестиваль детского и юношеского кино под руководством Ролана Быкова и что оргкомитет возглавляет мэр Лужков, а Армен Медведев у него замом. Потом мне сообщают, что кто-то звонил в Концертный зал “Россия” и возмутился, когда ему сказали, что зал занят Рудинштейном. Я тут же сделал широкий жест и объявил, что отменяю фестиваль “Лики любви” ради того, чтобы не обделить детей. Когда я его отменил, выяснилось, что никакого детского фестиваля не будет. Что за этим стоит – не мог понять. Поэтому этой зимой параллельно с вручением “Золотого Овена” будет презентация будущего летнего фестиваля “Лики любви” и нового международного приза “Юнона”. На этот раз не будет фестивального размаха, а будет красивая презентация. Приз “Юнона” будет вручаться лучшим фильмам о любви. Сейчас самое главное заявить и зарегистрировать новый приз, чтобы он стал международным, как “Ника”, “Оскар”. Может, он заменит потом “Золотой Овен”, уж слишком он многих раздражает. И потом, знаете, многовато в эти дни вручается всяких национальных премий.
– Так что же все-таки состоится в Рождественскую ночь в Москве?
– В ночь с 6 на 7-е января в Концертном зале “Россия” состоится вручение премии “Золотого Овена” и презентация “Юноны”. С 7 января по 12-е в Москве будут идти конкурсные фильмы, потом фестиваль переедет в Петербург. Там будет закрытие фестиваля в ночь с 13-го на 14-е, где будут вручаться специальные премии “Золотого Овена” питерским кинематографистам.
– Какая будет программа фильмов в этом году?
– Фильмы уже отобраны директором фестиваля Татьяной Новиковой и директором программ фестиваля Валентиной Михалевой. Определены даже первые призеры нашего фестиваля, вернее, его презентации. Но так называемого конкурса зимой не будет. Мы показываем всего 5-6 фильмов. Если все сложится удачно, то он состоится 26 августа в Ялте. И впервые станет украинским, то есть ялтинским.
– Кто из мировых знаменитостей приедет в этом году?
– Братья Тавиани, Изабель Юппер и Эми Уотсон. Мы послали приглашения Анук Эме, которая не смогла приехать в прошлом году из-за болезни, и Жану-Луи Трентиньяну. Если они приедут, то станут почетными президентами фестиваля.
– Какие русские фильмы будут принимать участие в рождественской презентации?
– Да никакие. В этом году у нас в продюсерском цехе опять развал. В пику продюсерской ассоциации Разумовского организована новая – под руководством Досталя. И пока они будут между собой разбираться… Я виделся с Разумовским и на мой искренний вопрос, будет ли он участвовать, он так же искренне ответил: “Да”. Так что, если он что-то будет делать, то будет показ русского кино. Хотя, честно говоря, ничего привлекательного за этот год не было снято. Дублировать себя не хочется. Все, что было, мы показали уже в Сочи. Как теперь часто делается: собрали 5 фильмов – фестиваль, собрались покушать где-то – фестиваль. Не хочется в соревновании участвовать.
– Нет ли опасности, что ваш фестиваль ввиду отсутствия русского кино станет чисто западным?
– Нет-нет. Сейчас снимается достаточно фильмов. Более того, все время бродят мысли разъединить два фестиваля по срокам. Может, мы начнем вначале российский, а потом международный.
– В музей кино в кафе “Ностальжи” вы подарили черную рубашку, в которой открывали “Кинотавр”, а что вы оторвали бы от себя на память о “Ликах любви”?
– Страшно подумать, ха-ха, что надо что-то оторвать! Мы все так к нему приросли, что оторвать можно только вместе с нами! И потом у нас есть свой музей, кинотаврский. Когда у нас будет свое помещение, мы туда отдадим все, что нам подарили. Так же мы откроем ресторан “Планета “Кинотавр” и расставим все призы.
– В прошлом году была ретроспектива Сильвии Кристель. Какой сюрприз ждет нас теперь?
– Зимой ретроспектив не будет. Будет программа из 5-6 фильмов, среди них фильм “Рассекая волны” Ларса Фон Триера (Гран-при Каннского фестиваля) и “Избирательное сходство” братьев Тавиани. Мы не хотим сейчас расстрелять всю обойму. Все будет летом в Ялте. А потом у нас ведь будет еще один фестиваль в Петербурге – Суперфестиваль фильмов, собравших больше всего зрителей в своей стране. Чемпионов проката, но не мира, а именно в своих странах. 21 июня он стартует в Питере, так что у меня будет еще один ребенок!
Ирина ЗАЙЧИК.