С кем по пути

Уважаемый председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Прежде чем выступить перед вами, хотел бы сделать следующее заявление. Здесь уже указывалось на то, что моя встреча с вами, первая встреча первого белорусского президента с депутатами Государственной Думы может каким-то образом давить на общественное мнение.

Были предложения, чтобы я выступил 25 ноября. Я принимаю предложение. Если будет ваша воля, я приеду и 25 ноября и выступлю здесь перед вами. (Аплодисменты).

Уважаемые члены высшего законодательного органа братской Российской Федерации! Еще в апреле после подписания договора об образовании Сообщества наших государств Геннадий Николаевич Селезнев пригласил меня выступить в Государственной Думе. Не так давно я получил, как председатель Высшего совета Сообщества, письмо от Президента Российской Федерации, в котором он говорит о необходимости более активного участия парламентариев в развитии белорусско-российских отношений. Полностью разделяю его озабоченность и согласен с ним.

Важнейшая роль в белорусско-российской интеграции принадлежит вам – законодателям. Убежден, что такие выступления должны стать доброй традицией.

Будем рады видеть в своем парламенте Президента России, руководителей российского правительства, Государственной Думы, Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

Общаясь непосредственно, мы лучше узнаем и понимаем друг друга. Белорусский народ воспринял подписание договора “Об образовании Сообщества” как начало преодоления искусственного раскола двух братских народов. И мы, политики, не имеем права обмануть святых чувств наших людей. Это как раз та ситуация, про которую говорят: сейчас или никогда. Или мы поставим на ноги наше Сообщество, или дискредитируем саму идею не только белорусско-российской интеграции. Со времени события, освященного на Соборной площади московского Кремля, сделано немало. Результаты этой работы простые люди уже почувствовали на себе. Мы отменили таможенный и пограничный контроль. Между нашими странами приняты решения о равных правах белорусов и россиян на трудоустройство, оплату труда, образование, медицинскую помощь, приобретение имущества в собственность, выравниваются условия пенсионного обеспечения, предоставления пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам, малообеспеченным семьям.

Но люди ждут от Сообщества большего. Особенно нетерпимы случаи, когда принимаемые в рамках Сообщества решения не доводятся до логического конца. Так, до сих пор не реализовано решение о бесплатном проезде Героев Советского Союза, кавалеров ордена Славы трех степеней, инвалидов Великой Отечественной войны, соответственно, в Беларусь и в Россию. Не решен также вопрос о бесплатном лечении в госпиталях ветеранов войны и их санаторно-курортном обеспечении. Святое ведь дело: мы в долгу перед этими заслуженными людьми, они защищали единое отечество – Советский Союз. И не их вина, что его сегодня нет.

Следует признать, что интеграция еще не приняла необратимого характера. Наше Сообщество еще не стало саморазвивающимся организмом. Оно требует повседневной заботы и волевых усилий лидеров наших стран.

Прежде чем сказать об основных, наиболее перспективных, с моей точки зрения, направлениях нашего сотрудничества, я хотел бы остановиться на общей оценке белорусско-российских отношений.

Многие сегодня, особенно журналисты, ждут от меня сенсационных заявлений. Напрасно. Сенсаций не будет, не время и не место для них. Тем не менее, если вести абсолютно откровенный и принципиальный разговор о нынешнем состоянии белорусско-российских отношений, хотел бы заявить следующее.

Политика отдельных сил в России, нашедшая свое выражение в том числе и в массированном информационном, а точнее, дезинформационном давлении на Беларусь и прежде всего наглаву государства, характеризуется в последние дни элементами экономического шантажа. Характерные черты его позволяют сделать вывод о том, что носителями такой политики являются люди, оказывающие серьезное влияние на властные и хозяйствующие структуры Российской Федерации. В результате интересы внутренней белорусской национал-радикальной оппозиции, сущностью политики которой всегда была антироссийская направленность, сомкнулись с интересами и чаяниями политиков ряда западных государств и, увы, отдельных политиков братской России. На мой взгляд, особо опасны такие тенденции для обороноспособности и национальной безопасности Сообщества Белоруссии и России. Но об этом ниже.

Болезнь Президента Российской Федерации, к сожалению, оставила в это время меня практически один на один с противниками белорусско-российской интеграции. Вы помните, какая острая полемика и борьба шла в Белоруссии в 94-95 годах по вопросам сближения Белоруссии и России после отстранения от власти Шушкевича и его соратников. Мне тогда впервые пришлось обратиться к народу, и он на референдуме в мае девяносто пятого года решил: белорусско-российской интеграции быть, русскому языку в качестве государственного в Белоруссии быть. И уж извините, уважаемые депутаты….

(Аплодисменты).

И вы уж извините меня, уважаемые депутаты, это не популизм, это конкретные дела как бы кому-то в этом зале не нравилось это.

За прошедшее время после референдума 1995 года отстраненные от власти и потерпевшие сокрушительное поражение на президентских выборах силы и их лидеры активизировались и объединились в борьбе против внутренней и внешней политики белорусского президента.

Поэтому, чтобы спасти курс нынешнего белорусского руководства, стержнем которого является единение двух славянских народов, я вынужден в очередной раз обратиться к белорусскому народу. Мне сегодня, как никогда, нужна поддержка, и получить ее смогу только у своего народа. Поэтому голосование по вопросам уже начавшегося всенародного плебисцита в Белоруссии, означает голосование белорусского народа “за” или “против” нынешнего курса президента Белоруссии. Это фактически голосование о доверии Лукашенко.

Я, к сожалению, а может быть и к счастью, не принадлежу к политическим партиям. У меня нет левых криминальных денег и опоры на мафиозные кланы. Поэтому приходится обращаться за поддержкой к тем, кто привел меня к власти. На моем месте каждый из вас поступал бы только так.

И последнее в этой части. Подписывая в апреле договор о союзе Белоруссии и России, мы с президентом братского государства хотели показать пример другим, пройти путем сближения наших народов. И, если этот путь будет дискредитирован теперь, по нему не скоро пойдут другие народы. Я говорю это здесь, в этом зале, потому что уверен, подавляющее большинство вашего высокого собрания являются сторонниками союза Белоруссии и России. (Аплодисменты).

Я заявляю это с высокой российской трибуны еще и потому, что хочу привлечь внимание ведущих политиков к возможным необратимым последствиям в отношении России с ее главным стратегическим партнером – Белоруссии, что может привести не только к серьезным политическим издержкам, но и к экономическим материальным потерям. Информирую вас о том, что в ответ на недавнее письмо вашего президента в мой адрес, где он высказывает аналогичную озабоченность потерей темпов белорусско-российской интеграции, в ближайшее время будет направлено мое послание российскому коллеге с анализом тенденции белорусско-российских отношений и причин их спада.

Более того, будем откровенны: белорусско-российское сближение воспринимается и в мире неоднозначно. Кое-где его поняли как попытку возрождения империи и начали принимать превентивные меры.

Скажу прямо – мы на себе ощущаем серьезнейшее давление. Не рискуя трогать Россию, которая, по сути, остается великой державой, хотят наказать Беларусь за такую самостоятельность и вольность, чтобы другим неповадно было. Этому подыгрывает, как я уже говорил, кое-кто и в России.

Уважаемые друзья, давайте не будем стесняться и оправдываться за желание наших народов жить вместе, тем более что белорусско-российское сближение находится в русле общемировых интеграционных процессов. Здесь не должно быть двойного стандарта. Посмотрите: интеграция в Европе и Северной Америке становится все более мощным инструментом прорыва в 21-й век и никто не оспаривает, что это явление прогрессивное.

Точно такого же позитивного отношения заслуживает и белорусско-российская интеграция. Не может же быть так, что интеграция на Западе – это обязательно хорошо, а интеграция на Востоке – это обязательно плохо.

Пора бы уже успокоиться и нашим зарубежным партнерам, которым в любом сближении на востоке Европы мерещится угроза возрождения империи.

Иногда мне кажется, что мы с вами намного быстрее преодолели стереотипы “холодной войны”. Когда мне говорят, что, изменив отношение к России, Беларусь могла бы набрать очки на Западе, я всегда отвечаю, что на предательстве своих братьев счастье не построишь. (Аплодисменты).

Мы в принципе против того, чтобы играть на противоречиях между Россией и другими государствами, против дилеммы: или вместе с Россией против Запада, или вместе с Западом против России. Такой подход – это наследие “холодной войны”, от которого надо быстрее избавляться. Белорусская внешняя политика многовекторна. Мы хотим дружить с государствами Запада, но не за счет ухудшения отношений с братской Россией. У наших народов общее прошлое и, уверен, общее будущее. Но для того чтобы оно было добрым, надо преодолеть предубеждения, мешающие нормальному развитию нашего союза.

Предубеждение первое состоит в том, что Беларусь будто бы является нахлебником и собирается жить за счет России. Этот тезис усиленно тиражируется некоторыми вашими средствами массовой информации. Да и отдельные российские государственные деятели очень прозрачно намекают, будто бы союз с Беларусью в убыток России.

Хотелось бы верить, что это делается не по злому умыслу, а по незнанию. Тезис этот настолько же вреден, насколько и ложен. Для того чтобы определить, кто чего стоит, достаточно вспомнить времена Советского Союза. Беларусь никогда не дотировалась из центра. А наоборот. Ежегодно отдавала в центр, не считая прямых налогов в союзный бюджет, более миллиарда долларов. Мы были и остаемся страной с высокотехнологичной промышленностью и высокопродуктивным сельским хозяйством, величайшей инфраструктурой, построенной, уважаемые, дорогие друзья, не белорусами в одиночку, а белорусами, россиянами и другими народами некогда великой страны. (Аплодисменты).

Сведущему человеку, чтобы разобраться в положении дел, достаточно зайти в наши продовольственные магазины и увидеть, что там торгуют качественными отечественными продуктами, а не “ножками Буша”. (Аплодисменты).

У нас высококвалифицированный, трудолюбивый и дисциплинированный народ. И нет для белоруса большего оскорбления, чем утверждение, что он собирается сидеть у кого-то на шее. Много спекуляций было по поводу нулевого варианта. Кое-кто в России скрупулезно считает долги за энергоносители и простодушно не замечает, что Россия не платит белорусам за транзит, за размещение военных объектов, за военных, некогда ушедших в отставку, и многое другое. И во времена Президента Лукашенко мы никогда не ставили этот вопрос перед россиянами, потому что считали ниже своего достоинства ставить перед братским русским народом такие проблемы. (Аплодисменты).

Разумеется, деньги любят счет. Но надо считать все. И тогда окажется, что белорусско-российское стратегическое партнерство выгодно и нам, и вам не только политически, но и экономически. Поэтому надо его укреплять, а не размывать.

Предубеждение второе. Будто бы в Белоруссии устанавливается диктатура, нарушающая права человека, нет свободы слова. Если судить по некоторым вашим средствам массовой информации, создается впечатление, что у нас не сегодня, так завтра разразится политическая катастрофа, а может быть, и больше того.

Уважаемые депутаты! Взгляните же объективно и непредвзято на то, что творится на всем так называемом постсоветском пространстве. Среди союзников России Беларусь является страной с наиболее стабильной социально-политической обстановкой. Иногда так и хочется сказать, крикнуть: “Откройте же вы глаза и посмотрите, что в Белоруссии нет ни межрелигиозных, ни межнациональных конфликтов”. И свидетелей тому, что я сказал, в этом зале немало. У нас русские люди чувствуют себя как дома, так же, как и при Советском Союзе. У нас не бегут в Россию. У нас, наоборот, русские едут к нам. (Аплодисменты).

Самое главное право человека – право на жизнь. У нас, слава Богу, нет конфликтов, в которых гибнут люди. Мы придавили преступность, у нас бандиты не расстреливают депутатов у трапа самолета. Да, есть проблемы, есть противостояние властей. Но решаем-то мы их без применения силы.

Сегодня на очереди конституционная реформа. Старая Конституция составлена так, что если в нее не внести изменений, то в обществе не будет мира и согласия. Различные, как это принято говорить, ветви власти будут вечно выяснять отношения вместо того, чтобы сообща решать стоящие перед страной проблемы. Кто должен их рассудить в нынешней ситуации? Я считаю, только народ.

Поэтому я вынес поправки к Основному Закону на референдум. Информирую вас дополнительно. Я на этот шаг не решился сразу, с бухты-барахты. Я с этими же предложениями три или четыре месяца назад с изменениями в нынешнюю Конституцию пришел в парламент. Но депутаты Верховного Совета Беларуси даже не включили в повестку дня для обсуждения предложения президента. Что мне после этого оставалось делать? Действовать по закону. Меня можно осуждать, правильно я делаю или нет, но я делаю по закону, по Конституции, а она разрешает Президенту выносить эти предложения на референдум.

Изменения в Конституцию мы вносим для того, чтобы сбалансировать права и обязанности различных ветвей власти. Чтобы вы могли сами оценить ситуацию процитирую пункт 1 статьи 100-й действующей Конституции:

Президент, заметьте, это не я записал в ныне действующую Конституцию для себя такое право. Президент принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности, территориальной целостности, обеспечению политической, экономической стабильности. Точка. Никаких расшифровок. Эта Конституция, уважаемые мои, была написана не под Президента Лукашенко. Эта Конституция была написана Верховным Советом для Президента того, который должен был быть в Беларуси. Но судьба распорядилась иначе. И эта Конституция сегодня, по которой работает в Беларуси и Президент Лукашенко.

Так в чем же моя вина? И скажите, что по этой формулировке может сделать Президент? Все буквально. В том числе и ввести диктатуру. Я отказываюсь в новых поправках, в новом проекте Конституции от подобных терминов. Более того, я предлагаю забрать от Президента исполнительную власть, оставить функции главы государства, а правительство пусть возглавляет исполнительную власть. И предоставить ему – правительству – право законодательной инициативы в парламенте. У нас правительство даже этого не имеет.

Скажите, что в этом плохо?

Словом, хочу сказать, по новому варианту Основного Закона у меня прав будет не больше, чем у Президента России, тем более Франции и других государств. Я делал и делаю все, чтобы белорусский народ сам в спокойной обстановке принял решение. Ради этого шел на компромиссы, на которых настаивали в том числе и руководители Российской Федерации. В том числе и руководитель вашего парламента, который мне всегда говорил: “Александр Григорьевич, никаких конфликтов, не надо идти на конфронтацию, надо идти на уступки”. И я шел. Я согласился перенести референдум с 7 на 24 ноября. Пошел на изменения во внесенные уже поправки, ограничивающие права Президента. Но мои оппоненты больше всего боятся своего народа. Представьте, председатель Верховного Совета Шарецкий подал недавно сам на себя в Конституционный суд и попросил отменить им же подписанное днем раньше постановление о референдуме. И назначенные Верховным Судом судьи Конституционного суда решили, что результаты референдума не обязательны для исполнения. Притом не ссылаясь ни на одну норму закона, ни на одну норму Конституции. Скажите, это нормально? Вы где-нибудь видели, чтобы горстка людей лишала 10-миллионный народ права голосованием определять свою судьбу?

Как Президент, избранный народом, я не могу допустить такого открытого издевательства над теми, кто доверил мне судьбу страны. Поэтому однозначно заявляю. Как проголосует народ на референдуме, так и будет. Мы найдем средства и способы, чтобы воля народа была обязательной для всех, а иначе и быть не может.

Предубеждение третье. Будто бы Беларусь отстала от России в проведении реформ и возвращается к командно-административной системе. В качестве основного аргумента называют процент приватизации. Говорю откровенно, для меня этот процент никогда и не был главным показателем эффективности реформ. Высокого процента в этом деле можно достичь по-разному. И вы это знаете лучше меня и лучше всех нас.

Важно, чтобы после перехода в частные руки предприятие работало лучше и не сидело на шее у государства. Да, мы не роздали свои предприятия за бесценок. Многие из них мы обязательно будем приватизировать, в том числе с участием иностранного капитала. И к этому я приглашаю всех россиян, желающих участвовать в этом процессе.

Давайте не будем тратить время на разговоры о том, кто дальше ушел в проведении реформ. Давайте вместе будем выбираться из кризиса, в котором мы оказались не по своей вине.

У нас уже есть хорошие примеры совместной работы. Вместе с РАО “Газпром” мы создаем эффективную систему обеспечения потребителей не только Белоруссии природным газом, но и всей западноевропейской части бывшего Советского Союза.

Наращивается сотрудничество в нефтехимии, в прокладках газопровода Ямал – Европа через территорию страны. Это тоже важная часть фундамента нашего Сообщества.

Недавно исполком Сообщества принял концепции развития дизельного автомобилестроения. Ее реализация позволит создать конкурентоспособную автомобильную технику, и гораздо дешевле зарубежных аналогов. Это тем более важно, что одно рабочее место в автомобилестроении создаст восемь рабочих мест в смежных отраслях. Таким образом будет обеспечена занятость около миллиона человек.

Я полагаю, настала необходимость выработки единой аграрной политики Сообщества. Надо восстановить на белорусско-российском рынке традиционные потоки мясных, молочных продуктов, картофеля, зерна, сахара, растительного масла.

Ведь мы можем сполна рассчитываться сельскохозяйственной продукцией за энергоносители, получаемые в России. Белорусские товаропроизводители готовы поставить вам конкурентоспособную продукцию, которую вы желаете купить.

Кстати сказать, Беларусь способна сыграть роль своеобразного моста между Калининградом и Россией. На словах все это понимают, но реального движения вперед пока нет.

Думаю, вы согласитесь, что одна из причин, по которой Сообщество не может заработать на полную мощь состоит в том, что законодательство не поспевает за политическими решениями. Видимо, и вам, и белорусским парламентариям надо действовать более динамично. Если же работать не спеша, по схеме создания модельных законов с последующей их доработкой национальными парламентами, то отставание правовой базы станет хроническим. Правильно было бы совместно разрабатывать законы и одновременно принимать их парламентами обеих стран.

Хватит уже моделировать в законодательстве. (Аплодисменты)

Особое значение имеет создание унифицированной правовой системы борьбы с преступностью. Это мы разделились на разные государства, а для преступников вся территория бывшего Советского Союза остается общим криминальным пространством. Надо быстрее преодолеть разобщенность правоохранительных органов и создать надежный правовой фундамент для их совместных действий. Беларусь в этом отношении готова идти так далеко, насколько это необходимо.

Уважаемые депутаты, в коротком выступлении невозможно охватить все важные вопросы нашего сотрудничества. Но есть две проблемы, о которых я не могу в этом зале не сказать.

Первая – это обеспечение безопасности наших государств и народов. Давайте смотреть на вещи трезво. Вопреки нашим ожиданиям, за развалом Варшавского Договора и Советского Союза не произошло демонтажа противостоящего им военного блока. Более того, на повестке дня расширение НАТО. А оно фактически началось. В самые ближайшие годы реален выход блока на западные границы Беларуси. Все это сопровождается заявлениями лидеров некоторых стран – кандидатов в НАТО о готовности разместить на своей территории ядерное оружие.

Не знаю, как вы, но мы в Беларуси не видим разумных причин, по которым надо расширять Северо-Атлантический блок. Но с нашими аргументами, похоже, никто не собирается считаться. В этих условиях нам с вами надо думать, что делать. И не надо бояться, что нас неправильно поймут. Здесь опять-таки проявляется двойной стандарт. Почему военное сотрудничество на Западе, расширение НАТО – это хорошо, а белорусско-российское военное сотрудничество – это плохо? Стоило мне высказаться о необходимости реагирования на экспансию НАТО, как я сразу попал в черный список у западных государств. Я не призываю к возобновлению военно-политического противостояния, да и нереально это в нынешних условиях. Но мы должны сообща искать, как принято говорить, адекватный вариант ответа. Как бы не случилось так, что вывод ядерного оружия с территории Беларуси совпадает по времени с размещением ядерных ракет и боеприпасов на территории новых членов НАТО.

В этой связи хотел бы обратить ваше внимание на белорусскую инициативу о создании в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. Ее реализация существенно усилила бы безопасность всех государств нашего региона. Это не новая идея, это хорошо забытая старая идея времен нашей великой страны. Но я считаю, что она сегодня как никогда своевременна. И мы выводя ядерное оружие с территории Беларуси – это последние ракеты, которые там остались, чуть больше десятка, – могли бы потребовать от западных государств гарантии неразмещения у наших границ такого же оружия.

Нам надо активнее работать над созданием надежных политических, правовых и военных гарантий нашей безопасности. Многое мы уже делаем. Но в ряде случаев сотрудничество не движется вперед, потому что некоторые российские политики и чиновники явно недооценивают значение Беларуси как стратегического партнера. Те стереотипы, предубеждение в отношении нашей республики, о которых я говорил, дают о себе знать.

Между тем сегодня Беларусь в полном объеме обеспечивает безопасность России на западном направлении. К слову сказать, содержание системы противовоздушной обороны, пограничного и таможенного контроля на этом направлении обходится нашему государству около 300 миллионов долларов в год.

Более активно мы должны работать по обеспечению экологической безопасности и объединить усилия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Тот несчастный “куст” должен быть нашей общей болью: Брянская, Гомельская, Могилевская и Черниговская области, трех братских славянских государств. И нам надо разработать совместную программу и защитить людей.

Второй проблемой, имеющей не меньшее значение для нашего общего будущего, является преодоление глубочайшего духовного кризиса переживаемого нашими народами. Причины его многообразны и неоднозначны. Назову только одну из них – это потеря общего идеала, которому следовали поколения советских людей, ну скажем, начиная с семнадцатого года. Когда рушился Советский Союз, многим казалось, что достаточно будет осмеять коммунистическую идею и сразу наступит духовное и национальное возрождение. Однако этого не произошло, да и не могло произойти, потому что духовное будущее народа не может основываться на распятии его духовного прошлого.

В образовавшийся вакуум хлынули экстремистские идеи, зачастую неприкрытая криминальная мораль. Устранение государства от воспитания гражданина неизбежно ведет к нравственной деградации молодежи. Средняя, высшая школа как Белоруссии, так и России мечутся в поисках опоры для воспитательной работы. Все понимают, такое положение далее не может быть терпимым. Сегодня нет недостатка в предложениях о формировании новой государственной идеологии. Но им присущ один изъян – все они носят умозрительный и искусственный характер.

Я глубоко убежден, что государство сегодня не имеет права навязывать нашим многострадальным народам какую-либо надуманную идеологию. У наших народов есть данные Богом христианские ценности, которые вот уже более тысячи лет помогают и белорусам, и русским сохранить свою душу. Они, эти христианские ценности, помогут нашим народам преодолеть и нынешнюю смуту. Хочу, чтобы вы меня правильно поняли, речь идет о возрождении государственной религии. И в Белоруссии, и особенно в России много конфессий. Ко всем ним государство должно относиться одинаково. Дискриминация сферы свободы совести недопустима. Но мы должны учитывать и то, что подавляющее большинство и белорусов, и русских – христиане. И христианские заповеди – это воистину общечеловеческие ценности, которые никому не могут навредить.

Огромную роль в духовном оздоровлении народов играют средства массовой информации. Беларусь полностью находится в российском информационном пространстве. Передача основных теле- и радиостанций России свободно транслируется на всю территорию нашей страны. Так же легко и свободно распространяются у нас российские печатные издания. И мы никогда не подумывали о том, чтобы после очередной лжи на отдельных каналах, вещаемых отсюда, закрыть российские средства массовой информации, как сделали многие государства бывшего Советского Союза. Можете сравнить это с ситуацией в других бывших республиках.

И что же в результате получилось? Нечто удивительное, не поддающееся разумному объяснению. Большинство российских средств массовой информации именно Беларусь и ее руководство сделали главным объектом не просто критики, а преднамеренной дискредитации и клеветы. Российские телеканалы стали сегодня основным рупором антипрезидентской оппозиции. Я не знаю, есть ли еще в мире такие примеры, когда средства массовой информации государства ведут информационную войну против своего ближайшего союзника и стратегического партнера. Думаю, в интересах и России и наших двухсторонних отношений, чтобы ситуация в Белоруссии освещалась объективно.

Мы за свободу прессы, но эта свобода не должна использоваться для распространения дезинформации и клеветы. Последний пример в этой связи: канал общественного телевидения действует беспардонно, назначил своего журналиста, даже не позаботившись о его аккредитации в Беларуси. Что это такое?

Уважаемые депутаты, у белорусско-российской интеграции нет альтернативы. Этот выбор сделали наши народы. И мы, политики, обязаны четко понимать, что Белоруссия и Россия должны идти одной дорогой и сегодня, и завтра, и всегда. Во имя святого дела единения народов надо действовать энергично и напористо, день за днем, укрепляя сообщество, создавая условия для достойной жизни наших людей.

А теперь, уважаемые депутаты, последнее и главное. Надо ответить на вопрос: что же делать дальше? Нам надо придать динамизм нашему сообществу, ибо загубим великую идею вообще, опозоримся на весь мир. Ведь при таком стечении народа, при трансляции на весь мир подписали договор и остановились. Надо идти вперед. От кого зависят эти шаги? Первый субъект, от кого зависит, – народ. Наш белорусский народ готов сегодня идти в интеграции настолько, насколько готовы российские власти к этому.

Я как Президент Беларуси буду делать все, к чему склонен белорусский народ: идти в этом же русле, в этом же фарватере, а если надо, выйти вперед и идти впереди. Не сомневаюсь, что такого же мнения придерживается и великий русский народ.

Второй субъект – главы государств. О себе я уже сказал. Не думаю, что у Президента России изменились позиции, подходы. Совсем недавно он очень тепло говорил о Сообществе, и документы были конкретные подписаны.

Поэтому, я думаю, и российский президент готов идти дальше этим путем.

И третий субъект – вы и наш Верховный Совет, парламенты. Вы должны сейчас сказать свое слово. Почему вы молчите? Почему вы до сих пор, почти год уже скоро будет, не заявили о себе законами, изменениями, поправками, чтобы не было этих драк ни в Беларуси между ветвями власти, ни в России? Почему вы молчите?

Я уже вижу, что и в Беларуси нет никаких препон для широкомасштабной интеграции. ( Бурные аплодисменты)

Поэтому предлагаю в начале 1997 года, а конкретно – в январе месяце, собрать парламенты двух стран – наш парламент, Государственную Думу и Совет Федерации России, – определиться по вопросам, это поручить межпарламентскому собранию депутатов, если нужно и президентам, и правительствам, и решить судьбу дальнейшей интеграции, единения, а если надо, и объединения двух великих народов. И это будет примером для всех. Спасибо за внимание. ( Аплодисменты)


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ОБОЙМЕ КАЛАШНИКОВА ХОЛОСТЫЕ ПАТРОНЫ
ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ
ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ…
КОРДОН ИЛИ КОРИДОР?
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – “ЗРАЧОК” ЭКОНОМИКИ
НЕОКОНЧЕННЫЙ РОМАН ИЗ ЖИЗНИ ПРОХИНДЕЕВ
МОЯ НЕДЕЛЯ
КТО ЖЕ ПОБЕЖДАЕТ НА ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРАХ?
ЗАЧЕМ ПРИЕХАЛ ЛУКАШЕНКО?
ДЕТИ – НАША ЗАБОТА
“РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА” ДЛИЛАСЬ ТРИ ДНЯ
ЗАВИДНЫЙ МУЖЧИНА
ВОЛОГОДСКОЕ МАСЛО: MADE IN OLDENBURG…
КОРРУПЦИЯ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ?
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. “ВО ВЛАСТИ ДЕНЕГ”
“ЗАКОН И ПОРЯДОК ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВО ВСЕМ”
Восстановление властной вертикали
“РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ СТРАНОЙ БЕЗРАБОТНЫХ”
ЦЕНА ВЛАСТИ ИЛИ ВЫБОРЫ ПО-ЛЮБЕРЕЦКИ
РАБОТАТЬ, КАК ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ, А ЖИТЬ, КАК ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ?
КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ


««« »»»